Удмуртский национальный костюм
Cheamore.ru

Женская мода

Удмуртский национальный костюм

Удмуртский национальный костюм (фото)

Дети удмуртов с пеленок приучаются к трудолюбию и аккуратности. Девочки уже в 6 лет начинают собирать приданое. Такое трудолюбие отмечается в деталях и аксессуарах национального наряда. В каждом доме уважающего себя удмурта был ткацкий станок. Девушки к 16 годам могли пользоваться им так виртуозно, что в своем сундуке с приданным имели не меньше 40 нарядов.

Традиционная одежда удмуртов внешне очень схожа с современными туниками. Так как этот финно-угорский народ делиться на северных и южных удмуртов, то и их традиционную одежду можно разделить по географическому принципу. Причем такое отличие заключается не только в фасоне и цветовой гамме, но и в материалах, используемых для изготовления одежды.

Северные удмурты шили свои наряды преимущественно из льна, а южные и конопляной ткани. Кроме того, традиционными материалами для верхней одежды были овечья шерсть, а позднее шелк.

Женский народный костюм

Летний женский гардероб северной удмуртки обязательно должен иметь:

  • распашной кафтан (шортдэрем)
  • рубаху (дэрем).
  • фартук (азькышет)
  • нагрудник (муресазь)

Различались костюмы южных и северных удмурток и по цветовой гамме. Для северных районов традиционными цветами были: белый, черный и красный. Первоначально краску для ткани удмурты добывали из растений и минералов. Позже, они стали покупать ее у проезжающих через их земли купцов.

На территории проживания южных удмуртов таких путей было больше. Что отразилось и на цветовой гамме нарядов. Он был боле пестрым, по отношению к северным соседям. Основными цветами их костюма были красный, зеленый и коричневый. Однако на свадьбу южная удмуртка обязательно надевала наряд белого цвета. Который символизировал чистоту. Для усиления «эффекта», ткань которая использовалась для пошива свадебной одежды, несколько раз выдерживалась на сильном морозе. После такой «обработки» она приобретала светящуюся белизну.

Женский костюм южной удмуртки состоит из:

  • рубахи
  • фартука
  • нагрудника
  • летней верхней одежда из тонкой ткани
  • кафтана-безрукавки
  • кафтана из полушерстяной ткани
  • кафтана из шерстяного сукна

При изготовлении традиционного удмуртского костюма очень большое внимание уделялось вышивке. Она присутствовала не только на женской, но и на детской и мужской одежде. Искусные мастерицы знали до 20 видов швов. Интересно, что когда некоторые женщины стали шить праздничную одежду на заказ, они помечали свои работы особым знаком – связкой ниток. И если другая женщина копировала понравившейся ей наряд, она должна была на нем оставить «торговый знак» того, кто придумал эту модель.

В традиционной одежде удмурток рукава рубахи должны иметь вышитые узоры. Они не только придавали костюму более интересный и законченный вид, но и служили оберегом от сглаза. Узоры, используемые в такой вышивке, называются: рога барана, полет утки, глаз голубя и т.п.

Фасон костюма южной удмуртки имел форму трапецию с обязательно зауженными рукавами. Низ у платья украшался широкой оборкой, выполняющей декоративную функцию. Для обрядовых церемоний во время праздников поверх костюма надевался нагрудник с серебряными монетами.

Во время вынашивания первенца, удмуртка на людях должна носить красное платье в клеточку. В одном из поверий удмуртского народа говориться, что чем больше на платье клеточек, тем больше сможет родить жена детей своему мужу. Вышитые обереги помещались на фартук беременной женщины и защищали ее и ребенка от недобрых взглядов.

Рубаху удмуртка носила вместе с кафтаном. Он имел короткие рукава, через которые продевались рукава рубахи, украшенные вышивкой. У каждой такой пары имелся нагрудник, который использовался только с ними.

Этот аксессуар гардероба представлял собой кусок ткани в форме прямоугольника 20×30 см. Существовали нагрудники для повсеместного использования и для проведения различных праздничных обрядов. Главным отличием этого аксессуара является вышивка. Так для проведения свадебной церемонии на нагруднике обязательно должна быть вышита восьмиконечная звезда.

Первоначально нагрудник вышивался яркими нитками, на смену которым пришел шелк. В XIX веке, в удмуртском национальном костюме его заменил нагрудник, который шился из разноцветных лоскутков. Его дополняли вышивкой, монетами или красивыми пуговицами.

Также важным атрибутом такого костюма являлся передник без грудки. Такой аксессуар отделывался тесемками, кружевами и конечно вышивкой. На специальном станке к такому переднику плелись узорные завязки. Ими дополняли костюм во время праздников.

Очень часто к удмуртскому народному костюму относят одежду бесермян. Их наряд имеет много общего с описываемой одеждой, но также в нем имеются и свои оригинальные черты. В одежде бесермян очень много уделяется вышивкой золотой нитью.

После того, как девушка принадлежавшая к этой народности, выходила замуж, она должна была спрятать свое лицо от всех, кроме мужа. Для этого в традиционном наряде бесермян имеется специальная шапочка с кисточками – щулык. Также под запретом открытые части тела. Бесермянский традиционный костюм глухой, под подбородок.

У удмуртских замужних женщин таких запретов не было. Но, отличить девушку, вышедшую замуж от незамужней, можно было по головному убору. До замужества девушки носили холстяные овальный или круглые шапочки. После замужества девушка должна была покрыть голову вышитым полотенцем (на севере) или специальной налобной повязкой (на юге).

Мужской костюм удмуртов

Мужчины удмурты носили белые или пестрые холщовые рубахи до колен. Их подпоясывали красивым плетеным поясом. Для праздничных церемоний он имел яркую радужную расцветку. На рабочей одежде вместо плетеного пояса использовался кожаный ремень со скобкой для крепления топора. Такой наряд дополнялся свободными штанами, пошитыми из белой и синей ткани.

Внешне, мужской удмуртский костюм не отличался от традиционного русского костюма. Как и в женском наряде, на рубахах удмуртов большого значение уделялось вышивке. Она отображала символы, которые были связаны с «профессией» владельца, а также узоры-обереги.

Зимой, поверх рубахи мужчины надевали кафтаны. Праздничный вариант этой одежды был укорочен. Его длина доходила до талии. Повседневный кафтан не укорачивался, но был притален.

В качестве повседневной обуви удмурты использовали лапти. В отличие от традиционной русской обуви, удмуртские лапти заострялись к носу. Эта рабочая обувь использовалась в качестве ежедневной. На праздники мужчины надевали кожаные сапоги. Зимой – валенки.

Современный удмуртский костюм

Во время роста фабричного производства, традиционный костюм перестал быть основной одеждой удмуртов. Его использовали только во время праздников и различных обрядовых церемоний. Но, сегодня традиционная одежда вновь становится популярна. Современные модельеры используют в своих коллекциях рубашки и платья в традиционную клетку, символические орнаменты, пестрые пояса, изготовленные вручную и расшитые монетами аксессуары.

«Возврат к истокам» у этого финно-угорского народа произошел на волне самодеятельности. Театральные или эстрадные коллективы стали сами изготавливать для себя наряды основываясь на описании из различных письменных источников или сохраненных в краеведческих музеях экспонатов.

Мода на традиционную одежду заставило руководство Удмуртского государственного университета 20 лет назад открыть новый факультет — «Художественное проектирование костюма». Выпускники которого и стали использовать узнаваемые узоры и орнаменты в повседневной одежде и различных аксессуарах.

Сегодня в тренде легкие платья из штапеля и льна. Они с одной стороны отражают вековые традиции удмуртского народа, а с другой мировые тенденции. Такие платья можно использовать в качестве повседневной одежды. Существуют более строгие варианты для работы в офисе и нарядные для похода на светские мероприятия.

Удмуртский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Читать еще:  Гладильная система: особенности, рейтинг производителей и советы по выбору

Цвета и декор

Костюм северных удмуртов содержит три цвета: белый, черный и красный.

Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили и белые, и красные, и зеленые, и коричневые цвета.

Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером, монетками, лентами, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора.

Вышивка на рубахах мужчин показывала род их деятельности и также имела роль оберега.

Мужской костюм

Мужчины одевались просто. Традиционный костюм состоял из рубахи-косоворотки, полосатых штанов и пояса. Рубаха была белого цвета, с отделкой, затем появилась мелкая клетчатая домотканая ткань. Штаны (эрезь) удмуртов были близки по своему крою к фабричным. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна.

Праздничный вариант костюма – белая рубаха, с красной отделкой в виде полос на рукавах, и по низу рубахи. Штаны однотонного черного или синего цвета. Широкий пояс просто красного цвета или радужный тканый.

Зимой поверх рубахи одевали приталенный шортдэрем. В холода носили сукман – кафтан, или дукес. Поверх всего этого носили шубы из овчины, подпоясанные плетеными поясами и ремнями. Для дальних дорог имелся и длинный тулуп с большим воротом.

Головной убор представлял колпак из сукна или шапку из валяной овчины или шерсти (изьы). Обувь носили плетеную из лыка – лапти, позднее их сменили сапоги, а зимой спасали валенки.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные мусарезь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. На груди красовался кыкрак – нагрудникв форме полумесяца с монетками. Поверх одевали айшет – фартук с закрытой грудью. Саестэм – кафтан без рукавов и зыбын – кафтан согревали в прохладу, а зимой носили пась – шубу из овчины.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

Считалось, что от количества клеточек в костюме удмуртки, зависело сколько детей будет в семье, чем больше – тем лучше.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Украшения

Женские украшения ярко выделяли своих хозяек. Яркие нагрудники с монетами служили оберегом для хозяйки.

Налобные повязки украшали яркими лентами, монетками и бусинами.

Основным материалом для украшений было серебро – браслеты, серьги, цепочки, кольца. А вот бусы не были удостоены таким вниманием. Зато среди удмуртов были популярны такие украшения, как йырпинь – белые ракушки, играли роль оберегов. Такие украшения передавались от старших к младшим, являясь семейной реликвией.

Замужние девушки прятали свои волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками – тесьма, ленты, узкие полосы с монетками.

Южные удмуртки украшали себя бутьмаром – перевязь через одно плечо с нашитыми монетками. А вот северные добавляли к ней и красные бусины.

Мужчины из украшений носили только перстни, но не простые, а с родовой печатью.

Удмуртский национальный костюм со сложными элементами и орнаментом сегодня восстанавливается и переделывается. Осовремененные варианты превращаются в простые платья, юбки и рубашки, но неизменны орнамент и нагрудные украшения. На данный момент костюм удмуртов переживает новый подъем, и получает все большую популярность.

Удмуртский национальный костюм: особенности традиционной и современной одежды

История традиционной одежды Удмуртии богата и насыщена. Удмуртский национальный костюм – не просто предмет гардероба финно-угорской народности. Это символ трудолюбия этноса, один из признаков его самобытности, а также талисман, который защищает его обладателя от сглаза. Традиционные наряды имеют долгую историю: первые упоминания о нем датируются 1726 годом.

Удмуртский национальный костюм

Одежда удмуртов – особый символ, защищающий обладателя от внешних неблагоприятных природных условий и недобрых сил. Отдельные элементы традиционного комплекта обусловлены различными факторами: пол, семейный статус, возраст, религиозные взгляды. Удмуртский гардероб многообразен: народный костюм включает целый ряд элементов, декор которых отличается вариативностью. Представители этой народности изготавливали предметы одежды из привычных домашних материалов: сукно, овчина, холст.

В зависимости от территории различают вещи населения севера и юга. У каждого жителя этих земель было сразу несколько комплектов: повседневная, или рабочая, праздничная и обрядовая одежда. К последним костюмам относили погребальный и свадебный.

Удмурты с давних времен считали ткацкое ремесло и вышивание традиционными занятиями: любая женщина этого народа должна была уметь вышивать и ткать, создавать одежду для себя и мужчин. Представители этноса всегда берегли свою одежду и ухаживали за ней, особенно за праздничным комплектом. У одежды южных и северных удмуртов есть собственные названия:

· женские чулки – чуглэс;

Национальные костюмы у женщин и мужчин Удмуртии отличаются и имеют ряд особенностей.

Комплект одежды для мужчин этой народности был похож на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи был украшен узорами. Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял роль оберега. Пояс был красиво вытканным.

Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, в котором были предусмотрены приспособления для крепления ножа и топора. Как правило, это были железные скобы.

В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны. Повседневный вариант этого предмета одежды был приталенным. Праздничный был укороченным и доходил до талии.

Если в зимнее время мужчина отправлялся в дальний путь, то его согревал суконный тулуп либо верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли.

Любая девушка желает красиво одеваться. Удмуртки в этом плане не являются исключением. Традиционный женский костюм в Удмуртии гораздо разнообразнее того, который предназначен для мужчин, поскольку включает значительное количество элементов. У южных и северных удмурток ансамбль отличался (как по составу, так и по палитре цветов). К предметам одежды женщин Удмуртии относятся:

· кафтан из шерсти;

· кафтан без рукавов.

Женщины щедро украшали свою одежду вышивкой. Ее всегда наносили на рукава рубахи. Орнамент не просто придавал интересный вид вещам, но и выступал своеобразным оберегом от злых сил, сглаза.

Традиционные цвета и способы декора

Национальные цвета Удмуртии, которые преобладают в одежде и повторяют цвета национальных знаков, – черный, красный, белый. Черный – символ плодородной земли и стабильности, красный символизирует солнце и жизнь, а белый – непоколебимость нравственности и мыслей, поступков. У удмуртов северной принадлежности в одежде преобладают именно эти цвета. В южной части население использовало более широкую цветовую гамму. Преобладали красный, зеленый и коричневый оттенки. Трехцветный узор (красное, черное и белое) называют аутентичным северным и сегодня. В день свадьбы невеста-удмуртка надевала белоснежное традиционное платье. Для того чтобы наряд буквально сиял белизной, ткань для него несколько раз выдерживали на морозе. Жители Удмуртии щедро декорировали одежду вышитым орнаментом. Наиболее распространенные и любимые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты. Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например:

Читать еще:  43 года совместной жизни: особенности и идеи для проведения праздника

У женщин нижнюю часть платья украшали широким оборчатым элементом. На праздничных нагрудниках обязательно был вышита звезда с восемью кончиками. В северной традиции подол и рукава женской рубахи были украшены красной узорчатой строчкой. У незамужних девушек вместо вышитого орнамента были полосы или ситец красного цвета. Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами.

Передники северные удмуртки отделывали кружевами, вышивками, тесьмой.

Головные уборы

Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов. Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения. Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент. Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.

Женские головные уборы

Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:

· высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);

· платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;

· женская шапочка – такья.

Незамужним девушкам в будние дни можно было носить ситцевые либо холстяные белые платки, а в дни празднеств – из шелка или кашемира.

Мужские головные уборы

У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна. С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.

Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 153 ;

Национальный костюм

Содержание

Головные уборы

Женские головные уборы

Головные уборы северных удмурток

Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглую такъю (котрес такъя), 14-15 лет — продолговатую (кузялэс такъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники — из кашемира и шелка.

Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками [1] .

Головные уборы южных удмурток

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью.

Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине — пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой.

Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см.

Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны — вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами.

Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки — аппликация из разноцветного материала.

Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в. [1]

Мужские головные уборы

Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы) [1] .

Мужская одежда

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски.

Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства [1] . Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства , чаще красный в полоску (путо) [3] . В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной [1] .

Женская одежда

Северный костюмный комплекс

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества [2] .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) [1] .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины [2] .

Читать еще:  Правила поведения в общественном транспорте

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета [1] .

Южный костюмный комплекс

Южноудмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале — булгары, затем — татары и башкиры [3] .

Территория распространения комплекса — Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан [2] .

В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась) [4] .

Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в

Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивали полосками черного сатина. Праздничный кафтан — дӥсь, аналогичный зыбыну, шили из плиса или китайки, полы и подол украшали тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; идущие от талии клинья отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, к подолу пришивали оборку. Камзол подпоясывали вышитым (позднее — аппликативным) поясом. Поньток (от русского — пониток) шили из полушерстяной домотканины, по крою он был приталенным, без сборок.

Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки [2] .

Отличительные черты национального костюма удмуртов для мужчин и женщин

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector