Польский национальный костюм
Cheamore.ru

Женская мода

Польский национальный костюм

Польский национальный костюм: описание, история

Польские национальные костюмы — это яркая многоцветная одежда. Она отражает самобытность и уникальность культурной жизни народа, рассказывает о его историческом развитии и служит настоящим символом нации. Однако нельзя упускать из виду тот факт, что костюмы поляков во многом переняли элементы одежды других народов. Случилось это в результате тесного взаимодействия Польши с Россией, Румынией, Австрией и Литвой. За долгие годы культура этих стран оказывала сильное влияние на культуру жителей Польши, в связи с чем в национальных костюмах поляков и полячек появились новые элементы. Однако костюмы это ничуть не испортило, напротив, одежда получилась оригинальной, неповторимой и очень красивой.

Описание польского национального костюма: история

По словам историков, национальная одежда Польши как таковая стала формироваться только в 19 веке. Это объясняется плохим финансовым положением основного ее носителя — человека из народа. До отмены крепостного права народ жил крайне бедно и носил максимально простые вещи, которые служили людям много лет подряд. После реформы дела у рабочих и крестьян несколько улучшились, появились деньги на покупку ткани для создания настоящих национальных костюмов. Тогда появилась возможность носить такую одежду гораздо чаще, а не только по праздникам.

Характерной особенностью было то, что костюмы отличались не только согласно статусу своего хозяина, но и той местности, для которой они изготавливались Так, в разных деревнях, расположенных по соседству, одежда могла различаться цветом, орнаментом, длиной рукава или юбки.

Разделение по сословиям

Все польские национальные костюмы делятся на 2 категории:

  • шляхтецкий костюм (его носили обеспеченные люди, представители знати) — такая одежда изготавливалась из дорогой шерстяной ткани;
  • крестьянский костюм (недорогая одежда, сшитая преимущественно изо льна).

Чаще всего изменениям подвергался именно шляхтецкий костюм. Знатные люди находились в тесном контакте с иностранцами и нередко использовали понравившиеся элементы их одежды для изменения собственной. В результате такого смешения получался оригинальный костюм, привлекающий внимание.

Цвета национальной одежды

Несмотря на то что в каждой местности был свой вариант польского национального костюма, некоторые черты можно выделить в качестве основных.

Женская одежда отличалась яркостью, многоцветием, среди использованных цветов чаще других встречались белый, желтый, красный, синий и зеленый. Самым популярным орнаментом считались цветы. Это объясняется не только красотой рисунка, но и тем, что многие цветы имели символическое значение. Довольно часто женские юбки шили из разноцветной полосатой ткани.

Мужская одежда тоже отличалась яркими, сочными цветами, но выполнялась из однотонной ткани.

Детская одежда почти не отличалась от взрослой по характеру и крою, менялся только размер вещей.

Женская национальная одежда

Основу женского наряда составляли несколько основных элементов.

Юбки. Вне зависимости от типа ткани (лен или тонкая шерсть) и расцветки, польские юбки были длинными и доходили до щиколотки. Шили их из 5 клиньев. 4 из них были присборены на поясе и только 5-й был гладким и ровным — он располагался спереди.

Рубашки. Женская рубашка имела простую прямоугольную форму и шилась из домотканого беленого льна или хлопчатобумажных тканей. Рукава делали с ластовицей (специальной вставкой для большего удобства при движениях руки) и манжетой. Довольно часто встречались рубашки, богато украшенные вышивкой на воротнике и манжетах.

Фартук. Это обязательный элемент одежды, которую носили польские женщины, он встречался повсеместно. Его шили из ткани зеленого, желтого, черного или белого цвета и всегда обильно украшали. Для декора использовалась тесьма, кружево, разноцветные ленты, вышивка.

Жилет. Этот предмет одежды обладал более сложным кроем, нежели юбки и рубахи. Чуть позже (после 1870 года) появилась и еще одна разновидность жилета, получившая название корсета. Его чаще всего выполняли из бархата или велюра черного, темно-зеленого или красного цвета.

Мужская польская одежда

Костюм для мужчин состоял из:

  • рубахи;
  • штанов;
  • жупана (верхняя длинная одежда);
  • делии (накидка, напоминающая турецкий кафтан);
  • пояса.

Мужская рубаха выполнялась изо льна или хлопчатобумажной ткани (как и женская), однако она была лишена каких бы то ни было вышивок и украшений.

Одним из обязательных элементов считался жупан — его носили представители абсолютно всех сословий. Он представлял собой длинную приталенную одежду, которая непременно имела воротник-стойку и частый ряд пуговиц до талии. Жупаны в каждой местности были разного цвета. Это могла быть черная, коричневая, темно-зеленая одежда. Разницу в сословии можно было увидеть благодаря качеству тканей, богатству украшений и виду пуговиц. Петлицы на жупане выполняли из декоративного шнура, рукава и полы покрывала вышивка.

Мужской пояс — один из показателей обеспеченности семьи, поэтому польские шляхтичи уделяли ему особое внимание. Пояса шили из ткани или кожи, украшали их вышивкой, красивыми застежками из металла (иногда для этой цели использовались серебряные элементы).

Украшения и головные уборы

Представить себе польскую одежду без украшений и головных уборов просто невозможно, тем более что мужская шапка и вовсе расценивалась как показатель достатка наравне с поясом. Именно по этой причине каждый мужчина старался как можно обильнее и богаче украсить свой головной убор.

Что касается женщин, то по головному убору можно было узнать семейное положение красавицы. Яркие платки, покрывающие голову, предназначались юным незамужним девушкам. Как только полячка обзаводилась семьей, она надевала чепец (он тоже видоизменялся в зависимости от территориального признака).

Чтобы дополнить свой замечательный наряд, польские женщины с удовольствием использовали яркие украшения. Обычно это были крупные бусы (часто именно красные), массивные серьги и браслеты. Надо сказать, что на покупку украшений для своих жен мужчины не скупились, ведь именно количество и размеры женских аксессуаров выдавали уровень дохода мужчины.

Таким образом, польский национальный костюм смело можно назвать многогранным понятием, которое отражало быт и особенности культуры определенной местности. При этом на сегодняшний день сами поляки считают национальной одеждой костюм жителей Кракова.

Национальный костюм Польши

Если углубиться в историю, то ни для кого не станет секретом, что в свое время на Польшу оказывали влияние совершенно разные культуры. Это сказалось на многих аспектах данной страны, в том числе и на национальных костюмах. По этой причине национальную польскую одежду можно назвать поистине уникальной и неповторимой, ведь в ней гармонично сочетаются мотивы России, Литвы, Австрии, Румынии и ряда других стран.

При этом не стоит забывать, что Польша разделена на разные области ( воеводства ), в каждой из которых национальный костюм может существенно отличаться от других регионов. Пока одежда во всех областях обрела схожие черты, прошло немало времени.

История национального костюма Польши

Изначально в Польше каждому человеку присваивался один из 3 социальных статусов. Исходя из этого, он носил крестьянскую, городскую или шляхетскую одежду. Изменения в крестьянский костюм вносились довольно редко, что нельзя сказать о других типах одежды. Самое большое распространение и общенародное признание завоевали шляхетские костюмы.

Каждый из 3 типов костюмов шился из материала разного качества. Недорогой и доступный лен использовался для пошива городской и крестьянской одежды. Что касается костюмов шляхты, то в них уже использовалась натуральная шерстяная ткань, стоимость которой была несколько выше.

Комплект польского костюма

Независимо от области Польши все национальные костюмы включали в себя следующие элементы:

  • головной убор;
  • рубаха или блузка;
  • жилет или корсет;
  • фартук;
  • пояс;
  • юбка или штаны;
  • керпчи – национальная польская обувь;
  • вспомогательные аксессуары, а так же вышивка для украшения.

Цветовая составляющая

Национальные костюмы Польши отличаются своей красочностью и разнообразием цветов, ко всему прочему они имеют достаточно сложные дизайнерские элементы. Человек в такой одежде выглядит очень ярко и заметно выделяется из толпы.

Основными цветами польского одеяния являются красный, синий, зеленый, коричневый, желтый и их оттенки. Нередко можно встретить радужные комплекты, украшения из цветочных орнаментов, декоративных вставок и принтов.

Читать еще:  Чем отличаются слипоны от лоферов, слиперов и эспадрильи?

Цветовая палитра часто зависит от того, к какой группе принадлежит данный костюм – женский, мужской или детский. Так, одежда для женского пола является более яркой с разнообразными элементами.

Мужские костюмы более скромные в этом плане. Они шьются из материала пастельных цветов в сочетании со спокойным черным, серым, коричневым и белым. Что касается детских национальных вещей, то кроме своего размера они ничем не отличаются от костюмов для взрослых.

Ткани и крой

Сейчас национальные польские костюмы изготовляются не только из льна и шерсти – для этих целей используется большое разнообразие тканей. Это позволяет модельерам и дизайнерам удачно реализовать свои идеи в пошиве. Тем не менее, основная суть и направление одежды должны сохраняться и строго соблюдаться.

К крою костюма таких серьезных требований не предъявляют – это могут быть как свободные, так и прилегающие модели. За счет такого подхода каждый человек может запросто подобрать одежду по своим личным предпочтениям.

Обувь и дополнения к костюму

Обувь для польского костюма подбирается таким образом, чтобы она гармонировала и дополняла наряд. Сапожки могут иметь среднее или высокое голенище, а также каблук с металлической подковкой. Зачастую обувь имеет надежную шнуровку.

Особый акцент в польском костюме занимает головной убор. Девушки носят цветочные венки или красивые разноцветные платки. Замужним женщинам положено надевать чепцы.

В качестве дополнительного декора женщины используют массивные бусы, роскошные браслеты и серьги. Все эти элементы прекрасно гармонируют с национальным костюмом, делая его более выразительным, ярким и нарядным.

Современный национальный костюм в Польше

С помощью современных станков, швейных машин и других инструментов можно создавать удивительные фасоны и модели. Но как уже было сказано ранее, важно помнить о главной концепции костюма.

Очень красиво смотрится костюм, элементами которого являются пышная зеленая юбка, блузка и жилетка, на ногах – полусапожки с шнуровкой, а в качестве головного убора пышный венок либо платок. Еще одним отличным костюмом станет пышная удлиненная юбка в сочетании с белой блузой, поверх которой будет жилетка с украшениями в виде органических орнаментов.

Сейчас дизайнеры часто украшают свои работы ручной вышивкой с помощью ниток, бисера, папильоток и стекляруса. Со стороны это смотрится очень стильно, красочно и выразительно.

Стоит похвалить поляков за то, что этот народ сохранил своих обычаи и традиции, донес их до сегодняшних дней. Национальный костюм является прямым доказательством этих слов. Прошло большое количество времени, а одежда сохранила свою основную концепцию, лишь обогатилась ненавязчивыми дополнениями и аксессуарами.

Польский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Погружение в историю

История польской одежды заслуживает всеобщего внимания.

На протяжении многих столетий страна шляхтичей пребывала под куполом влияния культуры других стран. По этой причине польский национальный костюм был вынужден пройти несколько ступеней развития, чтобы в итоге получилось то, что люди двадцать первого века могут наблюдать до сих пор.

В модификации наряда участвовали мотивы России, Австрии, Литвы и Румынии. Благодаря такому разнообразию костюм получился неповторимым и оригинальным.

Польская традиционная одежда подразделялась на три группы, что зависели от положения человека в обществе.

  • Шляхетский костюм менялся чаще всего. Мужчины наблюдали за приезжающими из других стран купцами и с радостью эксплуатировали некоторые особенности их одежды. Именно одеяние шляхтичей получило самое широкое распространение и получило гордое звание общенародного. Шился костюм из натуральной шерстяной ткани.
  • О городском наряде можно сказать то же самое. Для создания одежды городских жителей использовался лен.
  • Крестьянский костюм изменениям не подвергался.

Специфика польского костюма

Ткань, пригодная для изготовления платьев, считалась одной из основных особенностей национальной польской одежды. Наряды, предназначенные для работы, шили из недорогих материалов – в основном это была овечья шерсть и лен. А для парадных костюмов была необходима ценная шерстяная полосатая ткань.

В каждом регионе страны костюмы отличались друг от друга, но основной комплект сохранялся повсеместно.

  • Штаны у мужчин, юбка у женщин.
  • Корсет, по обыкновению украшенный вышивкой и живописными орнаментами.
  • Пояс.
  • Просторная рубашка.
  • Традиционная польская обувь – керпчи.
  • Головной убор.
  • Разнообразные аксессуары.

Поляки обладали большой тягой к роскоши, поэтому их национальный костюм всегда отличился красотой, которую создавали при помощи вышивки золотыми и серебряными нитями. Были и другие элементы декора. Мужчины с удовольствием щеголяли в великолепных нарядах, как и женщины приманивали своей одеждой заинтересованные, восхищенные взгляды шляхтичей.

Цветовая палитра

Для женщин в Польше было настоящее раздолье! Каждая девушка ценит разнообразие оттенков, и польский национальный костюм полностью удовлетворял тягу ко всему прекрасному. Узоры женских и мужских одеяний были сложными. До сих пор, они способны надолго приковать взгляд, чтобы человек с интересом рассматривал их, размышляя, какой смысл создатель наряда вложил в свой орнамент.

Наибольшей популярностью пользовались следующие цвета:

Девушки из зажиточных семей часто представали перед взором окружающих в радужных платьях. Женщины отдавали предпочтение природным и растительным орнаментам, так как многие цветы имели символическое значение. Считалось, что изображения растений привлекает удачу, укрепляет семейные узы, бережет от болезней и бедности.

Костюмы для мужчин тоже смотрелись крайне привлекательно, но такой яркостью не выделялись. Мужской наряд оформлялся в умиротворенных цветах – в черном, белом, сером и коричневом.

Детская одежда отличалась только размером. Все остальные черты наряд для детишек сохранял.

Обувь и украшения

Головному убору в польском национальном костюме отдавалось особое место. Мужчины старались украсить свою шляпу как можно сильнее – это помогало демонстрировать уровень его доходов. Юные девчонки накидывали на голову пестрые платочки, с легкостью выделяющие красавиц среди остальных. А вот замужние женщины о платках забывали. На смену им приходили чепцы.

Без украшений трудно представить полячку. Девушки обожали украшать шею массивными бусами красного цвета, объемными серьгами и шикарными браслетами. Красные изделия создавали страстный, завлекающий образ, что в дополнении с симпатичным разноцветным платьем смотрелось обворожительно.

Обувь подбирали так, чтобы она гармонировала с нарядом. Голенище сапог бывало высоким и средним. Каждая модель обладала надежной шнуровкой, а каблуки оснащались подковками из металла.

Отзывы

Национальные польские костюмы вызывают восторг у современных девушек. Многие модницы, увлекающиеся ролевой реконструкцией разнообразных исторических событий, с удовольствием приобретают наряд в традиционном польском стиле и остаются довольны. Крой одежды свободный, не скрывает достоинства фигуры.

parashutov

parashutov

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 — ПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НА ПОЛОТНАХ ПЕТРА СТАХЕВИЧА)

Завершаю разговор о творчестве польского живописца Петра Стахевича галереей его картин в теме «Народный костюм». Начну с того, что тема польского национального костюма тянет на обширное исследование. Я же возьму только «узкий срез», связанный с картинами Стахевича, о котором недавно делал большой материал. Известно, что художник создал несколько серий, изображающих молодых девушек — невест в свадебных народных костюмах. К сожалению, мне удалось найти всего пару десятков картин из этих серий.

Piotr Stachiewicz Ślubna koronka (Свадебный венок).

Замечу, что у каждой польской области есть свои собственные народные традиции и костюмы. Этнографы и историки насчитывают около 60 костюмов различных областей Польши, они различаются по расцветке ткани, покрою, орнаменту и т.д. Объединяет их лишь то, что они имеют яркую окраску и щедро украшены вышивкой. К тому же, в народном польском костюме можно заметить влияние других культур и народов, с которыми взаимодействовали поляки. Поэтому в традиционном национальном костюме Польши можно увидеть элементы и заимствования народных костюмов Германии, Чехии, России, Литвы, Украины, Румынии и Австрии. Историки отмечают, что, несмотря на то, что Польша в течение многих веков была лишена независимости, она смогла сохранить самобытность и национальный дух культуры, фольклора и костюма, в частности. Впрочем, стоит отметить, что народные костюмы вошли в широкий обиход только во второй половине XIX столетия. Одна из причин кроется в том, что народный костюм, богато украшенный, стоил немалых денег. И только после отмены крепостного права крестьяне – основные «носители» национальных костюмов, смогли себе позволить покупать ткани и украшения, шить и носить не только по праздникам, но и в быту традиционные костюмы. Этнографы пишут, что именно со второй половины XIX века начала создаваться народная одежда по регионам, областям и даже по отдельным приходам. Длина рукава, высота выреза, ширина юбки и форма фартука были разными даже в разных деревнях.

Читать еще:  Женские шапки на весну и осень 2019

Piotr Stachiewicz Wiosna (Весна).

Прежде, чем перейти к картинам Стахевича, немного напишу об особенностях польского народного (в основном женского) костюма.
Польская народная одежда делится на две основные группы, которые различаются по ткани, из которой она сделана. Первая шилась из белого льняного полотна и овечьей шерсти натурального цвета (это, в основном, наряды жителей Карпат, Татр и берегов Вислы), а вторую составляли костюмы из полосатых тканей. Основу всех народных костюмов составляли: юбки, рубашки, фартуки, жилеты (а позже и корсеты), обувь (сапожки красного или зеленого цвета на высоком каблуке, а также обувь из мягкой кожи, которая называется «керпчи»). И, конечно же, украшения – деревянные, стеклянные, коралловые или янтарные бусы, в основном, красного цвета. Причем, количество нитей бус говорило о достатке семьи. Богатыми и разнообразными были во многих регионах головные уборы.

Piotr Stachiewicz Gosposia (Экономка).

Юбки во всех костюмах были длинными до щиколотки и широкими. Они состояли из пяти клиньев: четырех присборенных и одного гладкого для передней части. Пояс вверху позволял закрепить складки. В некоторых районах Польши носили юбки из гладкой шерсти голубого, красного или зеленого цвета. А в некоторых – шили из полосатой материи ярких расцветок, причем, полосы на ткани были красными, желтыми, зелеными, оранжевыми, голубыми и лиловыми.
Рубашки народные были из домотканого выбеленного льна и хлопчатобумажных тканей. По крою они имели вид прямоугольника, рукава шили с ластовицей (вставка в одежде с цельнокроенными рукавами для удобства движения рук).А низ рукава обрабатывался манжетой, которая вместе с воротником и поликом (прямоугольная или трапециевидная деталь, соединяющая перед и спинку по линии плеча) расшивалась.
Фартук (передник, запаска) в каждой местности был различного цвета, покроя и формы. Это могла быть ткань белого, черного, зеленого, желтого или розового цвета, украшенная вышивкой, тесьмой, ленточками и кружевом.
Жилет был более сложного кроя, его обильно украшали декоративными линиями. После 1870 года появилась разновидность жилета, которую стали называть корсетом. Его шили из черного бархата или зеленого, вишневого и фиолетового велюра, а внизу украшали баской с фестонами (зубчатые выступы каймы при отделке), которые обрабатывали тесьмой и лентами. Впереди корсет шнуровался зеленой или красной тесьмой, иногда застегивался кнопками или крючками.
Польский костюм, как и традиционная одежда многих народов, был обильно украшен вышивкой . Кстати, в отличие от других славян, которые вышивали полотенца, выполняли декоративную вышивку, поляки расшивали только одежду. Часто выпуклый шов из цветных ниток уже служил украшения и элементом вышивки. По технике популярны были курпевский крестик и закопаньский стежок.

Ну, а теперь добрались, наконец, и до картин художника, на которых представительницы конкретных областей и регионов.

Piotr Stachiewicz Panna młoda — kracowianka (Краковская невеста). 1917 г.

Пальму первенства по красоте, разнообразию и пышности сами поляки отдают народным костюмам из Кракова . Краковский костюм делится на западный и восточный, хотя различия их не существенны. Опять же, историки насчитывают до 150 разновидностей краковского народного костюма.
О костюме:
Юбки как из тканей с цветочным рисунком, так и однотонных. Они шились на подкладке, а по низу отделаны тесьмой. Фартуки были короче юбок, но широкие, закрывающие бока, шились они из узорного тюля или белой ткани с кружевом и мережкой. Краковянки носили два вида рубашек – без воротника, где горловина украшалась вышивкой и стягивалась ленточкой, и с воротником, который также отделывался вышивкой или связанным кружевом. Корсеты шились из бархата или плотной шерсти, низ украшался фестонами округлой или трапециевидной формы. К корсетам также шили короткие кафтаны – катаны. Их носили вместе и украшали золотым шнуром, тесьмой, бисером и кистями.

Piotr Stachiewicz Krakowianka.

Головной убор женщины зависел от сезона и семейного положения. Девушки ходили чаще с непокрытой головой, а венок был праздничным или свадебным элементом костюма. Он представлял собой жесткий обод с укрепленными на нем пышными букетами искусственных цветов и лентами.

Piotr Stachiewicz Panna młoda — kurpianka (Невеста – курпянка).

Этническая группа поляков «курпе» (kurpie) живет в Мазовии (Mazowsze). Это историческая область на северо-востоке Польши, куда входит и столица Варшава. Изначально народность называлась пущчацы (puszczacy), поскольку Мазовецкая земля знаменита лесными массивами – Белой и Зеленой пущами, входящими в состав знаменитой белорусской Беловежской пущи. Но позже прижилось название «курпе», которое сами курпяне не любят – этим словом они называют плетеную обувь из липового луба (вариант наших лаптей). Поэтому правильнее было бы указать, что представленная выше невеста не курпянка, а пущанка.
Насчет костюма курпянки, то юбки у девушек были, в основном, красного цвета, но встречались и других цветов, а также в клетку. Корсет, называемый «выстек» (wystek) был или черным, или цветным. Центральная часть лифа была короче, внизу корсет отделывался тесьмой контрастного цвета. Передник – «запаска», из белого полотна с кружевными вязанными крючком вставками в виде цветов. Часто шился одной длины с юбкой. Особенность костюма – головной убор, который называется «чолка». Он представляет собой картонный каркас, обтянутый черным бархатом и закрывающий часть лба, украшается тесьмой, бисером и блестками. С левой стороны крепится букет искусственных цветов с лентами, которые спадают на спину. В плане украшений, курпянки носили янтарные ожерелья, вообще, считается что именно в этом районе начали обрабатывать янтарь. Девушка должна была иметь не менее трех связок янтаря, чтобы удачно выйти замуж.

Piotr Stachiewicz Panna młoda — żywczanka (Невеста – жешувянка).

Признаюсь, со следующим костюмом случились географическо-лингвистические «непонятки». Картина называется «Żywczanka», в материалах о польских народных костюмах это польское слово переводится, как «жешувянка». Вся проблема в транскрипции. Дело в том, что по названию эта девушка из города Жешув, который расположен на юго-востоке Польши, в Сандомирской долине, на реке Вислоке и является административным центром Подкарпатского воеводства. Но по-польски город пишется – Rzeszów. А вот Żywiec, так называется город Живец, расположенный на юге и входящий в Силезское воеводство. Так кто же эта девушка – жешувянка или живчянка??
В представленном костюме обращает на себя внимание воротник и пастельная гамма голубых тонов в украшении корсета. Возможно, это было особенностью свадебных нарядов жешувянок (или все же живчянок?).

Piotr Stachiewicz Dziewczyna z Żywca (Девушка из Живца).

В описании костюма жешувянки сказано, что рубашки шили из тонкого беленого полотна или из грубого льняного. Рукава были длинными и заканчивались манжетами. Вырез горловины был круглым, а воротник – узким. По воротничку, манжетам и рукавам делалась вышивка белой, синей или красной нитью. В конце 19 века жешувянки стали носить корсеты из черного бархата, которые застегивались на небольшие крючки, или жакеты из шерстяной ткани (катанки), которые украшали вышивкой, бисером и стеклярусом. Наиболее ценными украшениями были бусы из натуральных кораллов, на нижнюю нитку крепился серебряный или золотой крестик или медальон.
Что касается головного убора, то жешувянки носили платки или тюлевые шарфы, девушки предпочитали венки или небольшие букетики цветов. Девушки носили косы, а после свадьбы накручивали волосы на деревянный или тростниковый обруч-хамелку и прикрывали маленькой вышитой шапочкой-копкой. Сверху накидывали платок, концы которого завязывались надо лбом. В холодное время носили шерстяные узорчатые платки, которые завязывали под подбородком.

Читать еще:  Характеристика женщина Скорпиона, рожденной в год Кролика

Piotr Stachiewicz Panna młoda – Łowiczanka (Невеста – ловичанка)

Историки отмечают, что красоте краковских костюмов не уступали наряды жительниц Ловича (Łowicz) – города, входящего в Лодзинское воеводство. Название города происходит от слова «ловчий» (łowcy), поскольку первоначально эти земли населяли охотники. В городе была развита торговля, самым ходовым товаром были шерстяные ткани, которые и использовались в народном костюме.
Костюм ловичанки состоял из юбки, сшитой из полосатой шерстяной ткани малинового (а позже — оранжевого, темно-синего и зеленого) фона с вертикальными полосами различной ширины, рубахи, плиссированного передника-запаски, корсета, платка и куртки (зимой). По нижнему краю юбка украшалась черной декоративной полосой-аксамиткой, расшитой цветочным орнаментом. Костюм предполагал двойную юбку, а чтобы верхняя юбка держала форму, нижнюю хорошо крахмалили. Корсет шился из черного бархата и украшался вышивкой белыми, черными, желтыми и красными нитками и бисером, основной мотив вышивки – пышные розы в окружении листьев. Передник-запаска был из полосатой материи, также украшен декоративной полоской, отделанной вышивкой с использованием блесток и кружева. Передник не завязывался, а застегивался. Рубашка имела широкие рукава без манжет и большой остроугольный воротник, расшитые красочным цветочным орнаментом. Края рукавов и воротника украшала белая ажурная вышивка-ришелье. Ловичанки носили платки, как правило, шерстяные, а если хлопковые, то тоже богато украшенные вышивкой. Зимой женщины носили «голубые шубы» — куртки из синей шерстяной ткани с воротниками и манжетами из подкрашенной овчины. Из украшений ловичанки любили бусы из кораллов и янтаря.

Piotr Stachiewicz Panna młoda z ziemi Łowickiej (Невеста с земли ловичской).

Увы, я не нашел информации о свадебных нарядах ловичанок, поскольку уж очень необычны и оригинальны головные уборы, представленные на картинах Стахевича.

Piotr Stachiewicz Piekna Sofia.

Только единственная деталь костюма дает право предположить, что «прекрасная София» изображена в костюме виламовянки.
Виламовяне – это этнографическая группа поляков, живущая на юго-западе Польши, в Силезском воеводстве, в городе Виламовице. Город был основан в 1250 году, с XIV века был населен выходцами из Германии, Фландрии, Голландии и даже Шотландии. Поэтому традиционная одежда виламовян содержит в себе элементы шотландского костюма в виде шерстяного клетчатого пледа. Яркими и роскошными были праздничные и свадебные наряды виламовянок. Юбка и лиф отделывалась золотым галуном, шею украшали не менее пяти нитей кораллов с серебряным крестиком. Вот, впрочем, и всё, что удалось узнать о народном костюме этого региона.

Конечно, имей я иллюстративное подтверждение в виде картин Стахевича, то можно было рассказать вам о красочных нарядах лемкинь из карпатских Бескидов, о пышных головных уборах бамберок (этническая группа «бамбры» — потомки баварских поселенцев из Бамберга поселились в Познани в первой половине 18 века), о чепцах-злотницах кашубянок – женщин этнической группы «кашубы» с балтийского Поморья на севере Польши и т.д.
Да и остальные названия представительниц регионов Польши необычны – подхалянки с предгорья Татр, цешинянки из польско- чешского города Цешине в Силезии, бискупянки (эта группа поляков населяет только двенадцать деревень в округе города Кроби), ляшки сондецкие с исторических земель на юге Малой Польши, а еще куявянки, ополянки, билгорайки и т.д. Может быть, когда-нибудь расскажу и о них.

А пока завершаю пост еще десятком портретов представительниц разных регионов Польши.

Piotr Stachiewicz Młoda para z Małopol Wschodniej (Молодая пара из восточного Малопольского воеводства).

Piotr Stachiewicz Drużki weselne (Подружки на свадьбе).

Piotr Stachiewicz Przed ślubem (Перед свадьбой).

Piotr Stachiewicz Kobieta z wieńcem (Женщина с венком).

Piotr Stachiewicz Guculka Ksenia (Гуцулка Ксеня).

Piotr Stachiewicz Panna młoda z Podola (Невеста из Подола).

Piotr Stachiewicz Panna młoda spod Czarnohory (Невеста из-под Черногорья).

Piotr Stachiewicz Maryś (Марыся).

Piotr Stachiewicz Hanka.

Piotr Stachiewicz Portret kobiety (Женский портрет).

Польский национальный костюм

ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ /открытки ретро/

В этом посте я буду соавтором мальчика по имени Раздобыдин Леонид, реферат которого нашла в интернете. По-моему, школьник постарался, работая над темой. Иллюстрации с польских сайтов подобраны мною.

Одеяние и мода в Польше создавались под влиянием климата, а также других культур, с которыми соприкасались поляки. Немецкое, чешское, русское, литовское, румынское, австрийское и другие влияния можно заметить в традиционном платье каждой области. Из-за этих разнообразных влияний у каждой области Польши есть свое собственное местное традиционное платье. Есть примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши.


Расскажем о некоторых из них.
Так, в горных районах Польши традиционные костюмы одевают на свадьбы и другие важные события в семье и на неофициальные встречи. Характерен жакет Горале, который сделан из самой прекрасной небеленой шерсти с отличительным ручным рукоделием. Соответствующие брюки также украшены изящным рукоделием и имеют черную полосу внизу каждой штанины. Также костюм дополняет черная фетровая шляпа.

Традиционные ботинки, которые носят с этим нарядом подобны мокасинам с длинными шнурками, которые завязываются по ноге. Эти красивые жакеты, и женские жилеты часто передаются через поколения. Женский жилет вышит шелком и иногда содержит крошечные бусинки, или жемчуг. Последовательности красных бусинок, которые настолько распространены в женских костюмах, были традиционно коралловыми.

Традиционные польские народные костюмы изменяются от области к области, но, как правило, имеют яркую окраску и украшены вышивкой.

У каждой польской области есть свои собственные народные традиции и костюмы. Самые популярные польские народные костюмы из Кракова — Броновице, люди во всех областях в Польше признают пальму первенства за этими костюмами. Другие популярные костюмы из Ловиц, около Варшавы, а также из горной области Татры — особенно в Подхале.

Теперь немного об истории польских народных костюмов: Народные костюмы были самыми модными со второй половины XIX столетия, когда дешевые и в широком масштабе произведенные ткани стали более доступны простому населению. Кроме того, крестьяне уже были вольными , и их экономичный и политический статус улучшился, таким образом, они могли позволить себе купить больше, и они хотели показать свою гордость, нося традиционные костюмы.

Некоторые костюмы стали более популярными, чем другие из-за волны патриотических чувств в XIX столетии после того, как Польша потеряла независимость. Например, костюмы Кракова стали символом борьбы за национальную свободу, так как крестьяне из Краковской области приняли участие в восстании Косцюшко, которое боролось за свободу Польши в 1794 году.

Весьма большое число крестьян было среди тех, кто боролся за независимость. Польских крестьян назвали «косиньержи (kosynierzy)», так как они боролись с косами («kosa» = коса). В известном Сражении при Раклавице — выигранное поляками у русских, некоторые носили народные костюмы, характерные для Кракова. В действительности, народный костюм из Краковской области стал национальным костюмом Польши.

Люди в деревне все еще носят народные костюмы, в некоторых областях больше чем в других. Они носят их только в специальных случаях — в воскресенье в церковь, на церковные процессии, на деревенские праздники и свадьбы. Народные одежды характерны для фольклорных коллективов. В центральной области Польши между Краковом и Варшавой — Кельце, Опоцжно, Вы можете все еще видеть, что женщины носят запаски — форма широкого платка, который носят на плечах .

Реферат ученика 4 «г » класса Раздобыдин Леонид г. Радужный 2009 /немного подправленный мною/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector