Национальный костюм карелов
Cheamore.ru

Женская мода

Национальный костюм карелов

Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты

Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.

История расселения

История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути «из варяг в греки», по берегам рек и озер.

Особенности развития карел

По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне — подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались. Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену. Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.

Национальные костюмы народов России: карелы

В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов — льна, пестряди, шерсти, холстины и др. Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине. Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями. Обувь также была незатейливой, с высоко поднятым носом.

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Разновидности костюмов у женщин

Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.

Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.

А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.

В Поморье девушки покрывали волосы повязкой «перо» из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют «польским»: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя «фонарь». На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.

Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время — фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее — шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка — из меха.

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Изменения в обуви карел

Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин — мягкие боты или сапожки, у мужчин — сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали. Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты — лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам. Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.

Читать еще:  Особенности создания красного педикюра со стразами

Национальный костюм карелов

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Речь пойдёт о типе костюма, который был найден в южной и западной части Карельского перешейка. Финны назвали этот тип костюма Rekko, из-за определенного вида вышивки на сорочке. Эта вышивка делается спереди под воротничком, как вы можете видеть на изображении.

Немного истории

Карелия представляет собой непрерывную область, но она делится на три политические части. Вот карта, показывающая различные регионы Карелии.

Области Южной и Северной Карелии находятся в пределах нынешних границ финского государства. Области Белой Карелии, Олонецкой Карелии и Ладожской Карелии находятся в пределах Республики Карелия в России.

Это также включает в себя область Заонежье, которая лежит к востоку от Онежского озера и заселена исключительно русскими, с тем, чтобы разбавить процент карелов в пределах Республики. Карельский Перешеек в настоящее время является частью Ленинградской области в России, наряду с Ингрией.

Карелы тесно связаны с финнами, они говорят на карельском диалекте, финском и тесно связаны с оригинальным языком. Как правило, районы к востоку от границы и Ладожского озера говорят на чистом карельском.

А в районе Финляндии, Карельского перешейка и к северу от Ладожского озера говорят на карельских диалектах финского языка.

Существует также община православных карел, проживающих в Тверской области в России.

Они переехали туда, чтобы избежать религиозного преследования со стороны лютеран, но они в основном были ассимилированы русским населением. Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.

Костюм, о котором пойдёт речь, был найден в различных частях южной части Финляндии, на Карельском перешейке, и в Ингрии, что к югу от предыдущей границы. Этот женский костюм до сих пор поддерживается небольшой общиной карелов и ингрийцев, а также теми, кто сейчас живет в пределах нынешних границ Финляндии.

Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.

Как видно из этой карты, помимо Туутери, костюмы с Rekko встречаются в районах Койвисто, Куолемайяарви, Уусикиркко, Муолаа, и другие. Они имеют, конечно, теперь все русские названия. Существуют различия между детализацией костюмов различных районов. Этот костюм был также найден к югу от границы, в некоторых районах Ингрии, особенно в районах к северу от Санкт-Петербурга.

Классическая карельская сорочка rekko

В Карелии люди жили в напряженных и тяжелых обстоятельствах. Ткань использовалась более экономно, чем в западных районах Финляндии но компенсирована щедрой и красочной вышивкой с традиционными кружевами.

Rekko является центральным элементом в передней части сорочки. Дизайн, цвет и степень вышивки варьируется в зависимости от района. Валкйарви выполнен из оранжевой, голубой и белой шерсти. В аппарантли первоначальный цвет rekko вышивки был золотисто-желтый. Некоторые оттенки желто-оранжевого цвета до сих пор являются основным. Открытая сторона удерживается в закрытом положении с помощью гравированного серебра или оловянной броши в основном для замужних женщин.

На изображении, взятого из блога финской женщины, можно увидеть Rekko. Она удивительная швея и делает также сарафаны. Ее зовут Соя.

Иногда встречаются костюмы с поддельным rekko, Его просто вшивают в сорочку. Эта фотография из каталога компании, которая делает массовое производство костюмов. Это гораздо легче сделать.

Кроме rekko, вышивкой украшается узкая полоса воротника, манжеты, плечи. В Ингрии рукава часто собраны в верхней части плеча.

Другие элементы национального костюма карелов

На Карельском перешейке, женские сарафаны носили на востоке и юге, а юбки на севере и западе. Костюмы Rekko бывают любого типа, в зависимости от района.

На западной стороне перешейка юбка надевается из одного цвета, как в Муолаа. Плед из полосатого сукна шили на подол, как в Койвисто и Куолемаайярви.

В Ингрии rekko костюм также иногда носят с юбкой.

Женские фартуки из шерсти или льна, как правило, с нашивными элементами и/или вышивкой.

Льняные фартуки часто имеют nyytinki вставки, бобины, кружева и/или окантовку, как этот пример из Саккола.

Тан – кожаные повседневные ботинки, которые характерны для Карелии. Они аналогичны тем, что носили саамы (лопари), но короче. Они имеют характерный острый носок.

Девушки носят повязку или ленту вокруг головы.

В Ингрии ленту часто украшают бисероплетением и металлическими пластинами. Вот пример из Тайро.

Замужние женщины носят головной убор под названием sorokka, который сделан из ткани с вышивкой и/или украшен аппликацией из лент вокруг головы.

Мужской костюм

Национальные костюмы для мужчин включают в себя белые льняные или хлопковые рубашки с длинными рукавами и шерстяные брюки, называемые luukkuhousut.

Там впереди нет молнии, вместо этого панель с кнопками. На свадьбах мужчинам принято было повязывать плечи алыми платками.

Брюки могут быть длинными или укороченными. Костюмы также включают в себя жилеты и короткие куртки, называемые roijy или пальто. На некоторых костюмах мужчины носят ремни, шарфы и головные уборы.

Головные уборы для мужчин

  • Lippalakki – кепка с жестким пиком впереди;
  • Pellilakki – колпачок из нескольких кусков;
  • Varraslakki – вязаная, остроконечная шляпа;

  • Silinteri – классическая шляпа;
  • Kairalakki – круглая шапка из шести частей без пика;
  • Huopalääppä – высокая фетровая шляпа с лентой и оловянным украшением;
  • Hylkeenpyytäjän laaki – «колпак охотника», вязаная шапка.

Также мужчины носили кожаный ремень и нож в ножнах.

Обувь была соткана из бересты, а сапоги из сыромятной кожи. Зимней обувью служили koibi – сапоги из оленьей шкуры.

Национальный костюм карелов (фото)

Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.

Карелы: особенности национального костюма

Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.

Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.

Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжёлой физической работой, молодые и умудрённые опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.

Передавали своё мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезёт, то и правнучкам.

Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.

ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.

В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.

Ткани, цвета, крой

В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.

Читать еще:  Аппаратный педикюр: особенности и техника выполнения процедуры

Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зелёные, они отражали восприятие окружающей природы – зелёной травы, синего неба, красных цветов.

Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но всё равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.

Женский национальный карельский костюм

Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).

Одежда

Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.

Так выглядит женский национальный карельский костюм (фото):

Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.

Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.

СПРАВКА! Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.

Головной убор

Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию. Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.

Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.

Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.

СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.

Обувь

Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.

Мужской национальный костюм

Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зелёного цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали чёрную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.

Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.

В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.

Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.

Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за её пределами.

Национальный костюм карелов: описание, фото

Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации. Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно. Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.

Национальный костюм карелов: материалы

Одежда — особенно предназначенная для повседневной носки — не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Как одевались мужчины

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком — пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда «в талию». Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.

Читать еще:  Культура делового общения

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

Национальный костюм

Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».

Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.

— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.

И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.

— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.

Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).

Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.

— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.

Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.

Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия

Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).

Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector