Национальный костюм евреев
Cheamore.ru

Женская мода

Национальный костюм евреев

Еврейский национальный костюм

Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.

Немного истории

Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю.

Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности.

Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободишись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс.

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине.

В двадцатом веке, чтобы особо не выделяться, евреи позаимствовали у европейцев модные в то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде было проще слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы. И даже, когда во всем мире подобные вещи вышли из моды, евреи продолжали и продолжают их носить.

Особенности

Говоря о национальном костюме евреев, следует упомянуть ряд нюансов, отличающий этот наряд от других.

Цвета и оттенки

В национальной еврейской одежде преобладают нейтральные тона. Основной из них – черный. Зимой также носили наряды коричневого или синего цвета. Летом в одежде доминировал белый цвет. Яркие «цветастые» наряды – это совсем не про еврейский традиционный костюм.

Ткани и крой

Еврейская культура всегда была исключительно городской. Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

Разновидности

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки.

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк.

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

Детский костюм для девочек практически не отличался от взрослого наряда. Платье также было достаточно закрытым, но более коротким. Мальчики до тринадцати лет не носили накидку «цитит». Ее позволялось носить только тем, кто достиг совершеннолетия, отпраздновав бармицву. Именно после этого события мальчик считался мужчиной.

Аксессуары и обувь

Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором. Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

Размер шляпы, ее элементы и то, как она сидит на голове, несут в себе информацию о социальном статусе владельца и том, к какое из течений иудаизма он исповедует .

Глубокий смысл заложен в фасон и размер ермолки. Если говорить в целом, она представляет собой круглую шапочку, которая ассоциируется у нас с еврейским нарядом. Название ермолки произошло от словосочетания «йерэ малка», то есть «боящийся владыки». Этими словами принято назвать верующих людей.

Ермолки создаются не только в разных цветах и фасонах, но еще и из разных материалов. Они могут быть, как войлочными, так и шерстяными или вязанными. Но выбирают их евреи, ориентируясь не на собственный вкус. Выбор определенной модели зависит от того, что носят другие евреи из общины.

Из аксессуаров в еврейском костюме используется широкий пояс и в некоторых случаях галстук в тон.

Галстук – это достаточно спорный для евреев аксессуар,поскольку при завязывании его образуется крестообразный узел, он вызывает огромную неприязнь у хасидов — ортодоксальных верующих.

Что касается женщин, они также украшали свои головы шляпками, надевая под них парики. В качестве украшений использовались еще и бусы, которые надевались в два ряда.

Обувь в традиционном еврейском костюме простая и неприметная. Черные высокие ботинки со шнуровкой летом носились на босую ногу, а зимой – поверх вязаных чулок.

Современные модели

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен. Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Нередко в национальные наряды облачаются и для исполнения традиционных танцев. В этом случае женщины используют более современные варианты, поскольку в традиционном облачении двигаться не совсем удобно.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Национальный костюм евреев: история, описание и интересные факты

Национальное одеяние евреев всегда приковывает взгляд и многим кажется старомодным. И это неудивительно, ведь представители данной национальности не меняют манеры одеваться уже два столетия. А за несколько тысячелетий их национальное одеяние пережило немало метаморфоз.

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами – тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян – царь Саул – не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Заимствования из других культур

Давид любил окружать себя роскошью и богатством, наступило время подъема израильского государства. Одежда богатых представителей общества становится особенно пышной. Однако через время восстания и междоусобицы подточили стабильность в стране, и Израиль распался на две части. Сначала в Иудее правили ассирийцы, а в 788 г. н. э. – вавилоняне. Если исследовать, как выглядели в национальном костюме евреи тех времен , можно заметить в их одеянии немало элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена же «вавилонского пленения» одежда иудеев практически не отличалась от одеяния вавилонян. Позднее она еще не раз поменяется под воздействием римской и греческой культур.

Мужчины под низ одевали шерстяную рубашку, а наверх – полотняную. Рукава могли быть как длинными, так и короткими. Обязательно носился пояс. У знатных людей этот элемент одежды изготавливался из шерсти или же льняной ткани, расшивался золотом, а также украшался драгоценными камнями и пряжками. Представители низших сословий носили пояса из кожи или войлока.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались « цисес ». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом – чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Читать еще:  Характеристика мужчины Стрельца, рожденного в год Крысы

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду – такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных из разных стран – Египта, Финикии , Индии и Ассирии . Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье – ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Головные уборы

Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев – «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» — это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».

На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами – густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом – белый и черный . Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой – отвесная, а другая – пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки — «ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки – продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи – одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Женский костюм сегодня

Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина – до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.

Даже среди религиозных женщин есть те, которые предпочитают одеваться красиво, однако при этом соблюдаются все правила приличия – никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен . Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации — самое лучшее наглядное пособие) часто изображен упрощенный традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.

Еврейский национальный костюм (фото)

Кроме характерных отличий в традициях и культурных особенностях каждый народ мира имеет собственный национальный костюм, подчёркивающий присущую ему самобытность и принадлежность к определённому религиозному направлению.

Национальная еврейская одежда колоритна и заметно выделяет представителей этой народности из толпы.

История еврейского костюма

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.

Читать еще:  Тонкости процесса удаления татуажа бровей лазером

В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик. Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Особенности еврейского костюма

Национальному еврейскому наряду удалось, пройдя сквозь века, сохранить свою самобытность и уникальность, даже несмотря на то, что многое в нём было позаимствовано из одежды других народов. Традиционная одежда представителей этой нации отличается скромностью и сдержанностью. Современные, далёкие от религии люди могут даже посчитать её старомодной.

Цветовые оттенки

Многообразием и насыщенностью цветовой палитры традиционная еврейская одежда не отличается. В период расселения по небольшим европейским городам в XXI евреи старались одеваться как можно проще и сдержанней, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Справка! Характерной особенностью еврейского национального костюма считается нейтральность. В жаркое время года представители этой нации предпочитали носить белую одежду, а в холодную погоду — наряды преимущественно синего и коричневого цветов.

Ткани и фасон

Еврейская культура всегда основывалась на городской жизни. По этой причине крестьянских моделей национального еврейского наряда не существует.

Еврейским девушкам никогда не доводилось прибегать к самостоятельному изготовлению ткани для пошива различных предметов гардероба. Необходимые для этого ткани в большинстве случаев покупали на рынках.

Разновидность приобретаемой для этих целей ткани зависела от достатка и особенностей местной моды.

Разновидности костюма

Мужская еврейская одежда

Мужской традиционный наряд отличается специфичной элегантностью. Он состоит из обычного сюртука чёрного цвета, светлой рубашки, брюк и накидки, которая называется «талит катан».

Основной особенностью этого элемента еврейской одежды считается то, что хоть и выглядит накидка как верхняя одежда, надевается она не только сверху, но и непосредственно на рубашку. Кисти при этом должны быть выправлены поверх брюк.

Справка! Такая накидка является обязательным атрибутом национального еврейского костюма. Она напоминает по форме прямоугольник из ткани белого цвета с вырезом для головы. По четырём углам накидки привязываются кисти, которые называют «цицит». Каждая такая кисть заканчивается восемью нитями.

Женская еврейская одежда

Женский традиционная еврейский наряд состоял из платья либо блузки с юбкой и передника. Основной характеристикой этой одежды была практичность. Наряды шили из тканей преимущественно тёмных оттенков (коричневого, серого и чёрного).

Бытовало мнение, что передник помимо своей главной функции также может защитить от сглаза и проклятий. Платья, как правило, декорировали кружевом и вышивкой белого цвета, символизировавшей чистоту.

Талию плотно обхватывал пояс из кожи.

Головные уборы

Неотъемлемой частью традиционного наряда еврейских мужчин являются головные уборы, к которым относятся:

  • ермолка — вязаная ибо сшитая из ткани маленькая круглая мягкая шапочка, прикрывающая макушку;
  • каскет (дашек) — кепка старого европейского покроя, обычно надеваемая поверх ермолки;
  • штраймель — меховая шапка с бархатным верхом, иногда переходившая по наследству от предков и надеваемая в особо торжественных случаях.

В будние дни традиционный костюм еврейских мужчин дополняется лаконичной шляпой чёрного цвета. Её размер и элементы зависят от социального статуса владельца.

Еврейские женщины также носили шляпки, надевая под них парики. Для украшения обычно использовались изящные бусы, надеваемые в два ряда.

Обувь и аксессуары

В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами. Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха , а зимой — на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.

В качестве аксессуаров в большинстве случаев применяются широкие пояса, в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.

Современные модели еврейского костюма

В современном мире традиционная одежда евреев продолжает оставаться достаточно популярной. Обязательными элементами религиозных представителей этой народности являются ермолка и накидка (фото).

Несмотря на то, что внешне подобные предметы гардероба немного упростились, полноценный национальный наряд часто надевают на собрания и разные торжественные мероприятия.

Национальный еврейский костюм является своеобразным отражением особенностей традиций этого народа. При этом они остаются верны своим обычаям и взглядам.

Люди в черном: почему у евреев такая одежда

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет — синей краски, получаемой из моллюска хилозон, — был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит катан не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда — это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам, «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты, как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже, естественно, есть отличия. Например, лацканы — заостренные или закругленные — или вместо обычных трех пуговиц — шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена — еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды — они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы — зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется «казацкие» гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят главным образом хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней вайсе ярмулке — белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит катан, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна — белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши, — каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми — плуш. Ее еще называют флиикер-теллер — по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью — всего 10 см.

Читать еще:  Вензеля на ногтях: виды узоров и пошаговая технология их нанесения

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) — без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор — штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы, собственно, и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка — «сподик».

Цена штраймла может достигать нескольких тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха, колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написала письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Как менялся еврейский костюм на протяжении веков

Что носили древние евреи? Конечно, не лапсердак польского образца, и не штраймл, как ашкеназские евреи, и не халат и чалму, как сефарды. Тогда что же можно считать традиционной еврейской одеждой, и как она трансформировалась в ту, что носят сегодня в ортодоксальных общинах?

Нам немало известно про одежду древних евреев времен праотца Авраама. Тора, пусть без особых описаний и подробностей, но упоминает и длинные нательные рубахи из льна, и шерстяные плащи (вероятно, их надевали только в самое холодное время), и кожаные сандалии (которые, кстати, как и вся одежда и обувь из кожи, считались предметом роскоши), и пояса, и головные уборы: «кова» для воина, «цаниф» для коэна.

Одежда часто упоминается в числе трофеев, полученных в результате войны, что говорит о ее ценности и дороговизне. Впрочем, это были, с нашей точки зрения, довольно простые вещи, напоминающие обычный гардероб кочевников-бедуинов. Очевидно, одежда была, в основном, льняной, как и везде на Ближнем Востоке; закрытой, но в то же время легкой; и прекрасно выполняла свою основную функцию — защищать от палящего солнца.

Видимо, большой разницы между мужской и женской одеждой не существовало вовсе – это было длинное, до пят, «платье», иногда подпоясанное. Ни о каком бритье головы или париках у женщин речи тоже не шло, но женщины покрывали волосы, а иногда и лицо. Покрытие женского лица тканью, видимо, было деянием ритуальным, а не повседневным – например, во время свадьбы Яаков перепутал Лею с Рахелью, потому что у девушки было закрыто лицо.

После того, как евреи вошли в Эрец Исраэль и из кочевников стали оседлыми, стиль их одежды изменился, точнее говоря – усложнился. У оседлого народа материальная культура всегда выше, чем у кочевников, как и больше возможностей заниматься изготовлением одежды сложного кроя и фасона. Кочевникам, в отличие от оседлых, намного важнее, чтобы одежда была удобна, и вещей, в принципе, было немного – чтобы было легче нести.

По сохранившимся фрагментам одежды периода Израильского царства и Иудеи видно, что она часто была цветной, нарядной, расшитой какими-то украшениями. Усложнился и фасон. По египетским изображениям еврейских послов и по стеле Санхерива, где изображены пленники из Эрец Исраэль, мы можем представить себе, как выглядела еврейская одежда тех времен. Это были все те же длинные, до земли, подпоясанные «платья», под которые, однако, надевались штаны. Некоторые из одежд — в цветную полоску, с богатой вышивкой, чего не было в кочевом прошлом. Окрашенные, а особенно пурпурные ткани ценились, практически, на вес серебра (а не золота) и служили показателем высокого социального статуса.

Что касается женских нарядов, то некоторые пророки, как, например, Исайя и Йермиягу, осуждали их чрезмерную пышность и роскошь: золотую вышивку, дорогие пояса и накидки. В греческий и римский периоды знатные иудейки не прикрывали волосы тканью, а вместо этого закалывали их в своеобразную кичку, иногда прикрытую сеточкой.

Совершенно очевидно, что древнееврейская одежда во все времена полностью закрывала тело с ног до головы. Такая стыдливость свойственна именно семитским народам – на древнеегипетских изображениях мы видим встречи послов из Сирии в длинных одеждах и полуголых египтян. Сложно сказать, чем это было вызвано. У египтян была высочайшая материальная культура, но одежде не придавалось избыточного значения, и для древней египтянки было одинаково нормальным выйти на улицу и в тунике, и без нее. Вероятно, причина кроется все же в особенностях религиозных верований семитских народов.

В целом можно понять, что до рассеяния одежда евреев не слишком отличалась от одежды окружающих их народов, и была традиционной, в целом, для ближневосточного региона. Отличительной чертой были религиозные атрибуты – цицит и талит, которые, впрочем, могли выглядеть не совсем так, как сейчас. Одежда коэнов и левитов, видимо, тоже имела какие-то отличия, отражающие религиозный статус. Но носили ли эти атрибуты все евреи в повседневной жизни – неизвестно.

Так как же эта вполне обычная для своего региона одежда трансформировалась в очень своеобразный и узнаваемый, особенно у ашкеназов, костюм?

Во-первых, нужно отметить, что евреи, покидавшие Эрец Исраэль «волнами» в период римского завоевания, на тот момент уже давно не были закрытой группой, ничего не знавшей о внешнем мире. Закрытыми еврейские общины стали значительно позже, в силу разных исторических причин. А тогда среди них было много торговцев и путешественников, прекрасно говорящих на иностранных языках и немало осведомленных о культуре народов, в среде которых они оказались. Поэтому у разных еврейских общин на начальном этапе рассеяния было принято подражать моде народов, среди которых они жили. Естественно, что еврей, попавший на земли германских племен, уже не носил легкую льняную тунику до земли, подходящую для жаркого климата.

Во-вторых, в определенный момент, с принятием разными народами христианства и ислама, на евреев начали накладывать ограничения в одежде. Так, в некоторых мусульманских государствах евреев обязали носить желтый тюрбан или, например, только черную одежду, в христианских – тоже одежду особых цветов с особыми опознавательными знаками. Евреи же, в целях предотвращения ассимиляции, и сами начали выбирать для себя отличающуюся одежду. И получилось, что по своему фасону их одежда фактически ничем не отличалась от одежды соседей, но была отмечена либо религиозной атрибутикой, либо иным, чем у нееврейских соседей, цветом, либо еще какими-либо опознавательными знаками. Так, в Средние века европейские евреи носили остроконечные шляпы, в Восточной Европе – штраймлы, в странах Востока – тюрбаны особого цвета.

Но евреи – народ консервативный, и на протяжении веков стиль одежды оставался прежним. Но теперь еврейский костюм разных стран и общин преследует одну основную цель – отличие от соседей-неевреев. Поэтому и сегодня в Израиле мы видим сефардских раввинов в тюрбанах и ашкеназов в лапсердаках польского образца восемнадцатого века.

Лея Костинская, «Детали». К.В. Фото: Гиль Коэн Маген

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector