Мордовский национальный костюм
Cheamore.ru

Женская мода

Мордовский национальный костюм

Мордовский национальный костюм

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки — только по праздникам. Мордовский национальный костюм наряден и удобен.Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мордовские национальные костюмы: описание, фото

Костюм способен хранить тайны своего народа очень долго, он может рассказать много интересного о своем носителе. Посмотрев на одежду определенного народа, можно узнать о нем почти все. Мордовские национальные костюмы красивы и нарядны, но при этом удобны. Как же они выглядели?

Мужской костюм

Костюм мордовских мужчин очень схож с костюмом русских молодцев, но своих особенностей там все же достаточно. Основа костюма – панар и понкст (по-простому, рубаха и штаны). Рубахи, которые носились каждый день, ткали из грубого конопляного волокна. Праздничный вариант панара изготовлялся из льняной ткани. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а лишь подпоясывали. Пояс чаще всего был кожаным и украшался пряжкой их металла. К пряжке крепился специальный щиток, который был украшен камнями. Пояс носил не только декоративную функцию, он был также отличительным знаком воина. Также к поясу прикреплялось оружие.

Помимо панара у мордовских мужчин в обиходе была белая расписная рубаха (называли ее мушкас или руця). Верхней одеждой мужчин были сумань (приталенное пальто темного цвета), чапан и овчинные тулупы. Мордовский национальный костюм мужской не был богато украшен, скорее он был скромным. Этого нельзя сказать о женском костюме народа.

Женский костюм

Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар – рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.

Поверх рубахи также могли носить руцю (импанар, балахон). Мордовские национальные костюмы имели и черные безрукавки, которые были приталены и украшались большим количеством оборок сзади. Длина их была ниже колена. Верхняя одежда женщин не сильно отличалась от мужского одеяния. Женское население также носило сумань и шубы, тулупы из овчины.

Головные уборы мордвы

Мордовский национальный костюм, описание которого вы увидели выше, не будет раскрыт полностью без рассказа о дополнительных аксессуарах, головных уборах и обуви. Как и у многих народов мира, у мордвы различались головные уборы замужних женщин и незамужних девиц. Девушки чаще всего носили повязку из луба либо картона на лбу. Такая повязка обтягивалась тканью и украшалась бисером, вышивкой. В праздники девушки надевали пехтим – шапочку, украшенную бумажными цветами или бисерной бахромой. Шапочка-венец из монет была распространена в некоторых регионах. Мордовский национальный костюм, фото которого вы можете видеть на странице, имел различные варианты головных уборов для женщин.

Замужние женщины обязаны были полностью скрыть волосы. Чаще всего они носили панго – высокие головные уборы. Они были твердыми и имели коническую или прямоугольную основу. Лубяная основа, обтянутая красной материей, украшалась бисером, цепочками из меди и, конечно, традиционной вышивкой.

Были у мордвы и сложные головные уборы, такие как сорока. Чепец из холста был богато украшен, но служил подкладкой для основного убора. Только пожилые женщины могли носить его отдельно.

Читать еще:  Острые черные ногти: модные варианты и оригинальные идеи

Мордовские украшения

Мордовские национальные костюмы не могли существовать без украшений. Аксессуары – это очень важная часть любого одеяния. Женские украшения у мордвы многочисленны. Какими же они были?

  • Популярными были височные украшения – они изготавливались из монет, бисера и пуха. Такой аксессуар прикрепляли к головному убору.
  • Налобные украшения – очень любили мордовские девушки бахрому, сделанную из перьев селезня. Она пришивалась к тесьме. В ходу были и узкие тканевые полосы, разнообразно украшенные.
  • Накосники – чаще всего изготовлялись из бисера.
  • Наушники – это кружочки из бересты или картона, обтянутые тканью и украшенные бисером, вышитыми цветами. Уши украшались и серьгами. Мордовский национальный костюм, фото которого представлено в статье, позволяет судить о многообразии и яркости женских аксессуаров.
  • Нагрудные украшения – очень разнообразны. Это были всевозможные бусы, ожерелья, воротники и сетки из бисера.
  • Наручные украшения – браслеты и перстни.
  • Набедренные украшения – отдельный вид женских аксессуаров мордвы. Такие украшения могли быть как с валиком, так и без него. Холст прямоугольной формы с зашитым внутрь войлоком либо картоном — это и есть пулай или пулакш. Сверху его обшивали бисером, далее шли слои пуговиц и позумента. После нашивалась черная бахрома, имевшая длину, которая доходила до колена. Шерстяная бахрома перемешивалась с цепочками из меди.

Мордовская обувь

Мордовские национальные костюмы имели и традиционную обувь. Самой распространенной обувью женщин и мужчин Мордовии были лапти. Они изготовлялись из лыка вяза или липы и имели особое косое плетение и низкие борта. Ступни, в которых работали дома и во дворе, плелись из широкого лыка.

На праздник надевали остроносые кожаные сапоги со сборами и массивным задником. Шилась такая обувь из сыромятной коровьей кожи. В холодное и снежное время года в ходу были валенки черного, серого и белого цветов. Нижними и верхними портянками оборачивали ступни и икры. Если погода была слишком холодной, то поверх портянок надевали онучи. Современные чулки мордовские женщины стали использовать поздно. Их вязали крючком либо обычной иглой.

Мордовский национальный костюм в современном мире

Некоторых людей интересует вопрос: «Носят ли сейчас представители финно-угорских племен подобные костюмы?» Конечно, сейчас уже редко можно встретить мордовца, одетого подобным образом. Разве что кукла в мордовском национальном костюме сможет напомнить потомкам о ярком прошлом. Национальная одежда стала выходить из употребления на рубеже XVIII-XIX веков. Мордовцы постепенно переходили к современной привычной одежде, заимствуя отдельные части или даже целые костюмы городского покроя у русского народа. Сейчас в некоторых регионах еще можно увидеть людей в национальных костюмах, но это большая редкость и удача. Например, у племени мокши сохранен и повседневный, и праздничный вариант традиционной одежды. А женщины-эрзянки надевают такие одеяния лишь на большие праздники или концерты.

Мордовский костюм – это настоящее произведение искусства. Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских краев.

Национальный костюм мордвы эксклюзив

  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться в Twitter

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с.Прокина Т. П. «Мордовский народный костюм» — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с.»Мордовский народный костюм» (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Читать еще:  Рак и Близнецы: описание союза Воздуха и Воды

Память составителя первого эрзянского букваря Авксентия Юртова почтили в Саранске. В духовной семинарии состоялась лекция, посвященная жизненным трудам Юртова.

Этнический «Дом Традиций» открылся в мордовском селе Паракино.

Глава Саранска Петр Тултаев прокомментировал требование создать в Мордовии эрзянскую гимназию, которое выдвинул инязор (главный старейшина) эрзянского народа Боляень Сыресь.

Инязор (главный старейшина) эрзянского народа Боляень Сыресь потребовал открыть в Мордовии эрзянскую гимназию.

Большой национально-фольклорный праздник народов эрзя и мокша «Шумбрат!» состоится в Саранске 14 сентября.

Как съезд мордовского народа репетировали на воде

Тест к 8 марта: Что носят женщины разных народов

Обычаи и традиции мордвы

Тест: Угадайте народ по традиционному костюму

Народный костюм на советских плакатах

Этнокультурная экспедиция замахнулась на общероссийские проблемы

Раськень Озкс — древний обрядовый эрзянский праздник, название которого дословно переводится как «народное (родовое) моление». В 1629 году он был .

Мордовский национальный костюм

В дополнениe к рассказу о возрождении чеченского и якутского национальных костюмов пришел черед рассказать и про возрождение мордовского.

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье.
История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.

Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.

В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.

Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, – эрзи и мокши – у нее было много объединяющих черт.

К ним относятся :

основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;
рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;
обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;
в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;
лапти плелись из лыка;
для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.

Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.

Женский национальный костюм

Особенно выделяется женский национальный костюм.

Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!

Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.

Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.

Мокша в качестве украшении рубахи использовали специальные полотенца – кеска руцят, их количество достигало шести штук.

Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.

Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.

Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.

Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус.

В чем же была особенность украшений?

* большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
* молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
* волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
* из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
* нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.

Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.


Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.

Мужской национальный костюм

По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.

Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.

Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню.

Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.

Пояс служил также для прикрепления оружия или другого инвентаря.

В летний период мужчины дополняли свой костюм еще одной рубашкой белого цвета. Мокша ее называли мушкас, а эрзя – руця. В осенне-весенний период дополняли свою одежду суконным пальто со складками сзади на талии. Также в обиходе был чапан – распашной кафтан, имеющий широкий запах и длинные рукава. Зимой надевали овчинные шубы большой длины.

В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями. Валяные шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.

Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.

Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Детский национальный костюм

Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.


Отсюда

**************************************** *****
Около трети мордовского населения проживает в Мордовии, столицей которой является город Саранск, а остальные в сопредельных областях и республиках. Так как народ территориально очень разбросан, мордовский национальный костюм можно увидеть в очень разных местах и на очень разных мероприятиях, например, во время празднования дня эрзянского языка, во время праздников Раськень Озкс и Велень Озкс, на фестивале Масторавань морот или Арта.

Читать еще:  Шапка с узором из кос


День эрзянского языка


Праздник Раськень Озкс


Фестиваль Масторавань морот


Фестиваль Арта

В самой Мордовии местные власти пока никаких указов и распоряжений по пoводу ношения национальной одежды на работу или в учебные заведения не давали, хотя мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой (фото сверху).

Опять же, Жерара Депардье в национальной этно-одежде тоже не каждый день и не везде встретишь.


Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.


Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.

В последнее время мордовский национальный костюм становится все более популярен у местного населения, и по какому-то торжественному случаю народ может приодеться в национальную одежду и вне рамок традиционных фестивалей и праздников.

Например, можно вспомнить карнавальное шествие, которое прошло в Саранске 16 июня перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.


Карнавальное шествие в Саранске 16 июня 2018 года перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.

Или какой-нибудь конкурс.


Дарья Учватова — представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов «Звезда Севера 2011». Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации «Голос Севера».

А еще в Мордовии есть Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, где готовят по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и создают вот такие вот интересные современные этно-наряды.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Курсовой проект студентов отделения «Декоративно-прикладное искусство» Саранского художественного училища, автор-руководитель Галина ЛОСЕВА. 2009 г

Поскольку узоры мордовской одежды достаточно близки и узорам русской, такие платья, по-моему, вполне могли бы и в Москве носить. Не знаю, почему они до сих пор не имеют раскрученного бренда при таком то классном учебном заведении.

Мордовские национальные костюмы (фото)

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Мордовия. Коренные народы, заселяющие её, — мокша и эрзя. В автономии проживает только треть мордвин. Остальные разбросаны по территории Поволжья, Сибири, областей и республик Центрального округа.

Эрзя и мокша относятся к народностям угро-финской ветви, имеют родные языки и письменность. Русская культура повлияла на все сферы жизни народов. В XX веке ассимиляции подвергся и самобытный национальный костюм.

Историческая справка

Известно, что ещё в каменном веке территория Среднего Поволжья была заселена племенами андрофагов и тиссагетов. Это прародители современных эрзя и мокша. В XII веке дружинами русских князей на эти народы было совершено несколько нападений, а затем монголо-татары разорили и разграбили эти земли, а мужчин забрали в своё войско.

В XVI веке Иван Грозный, направляясь военным походом на Казань, подчинил себе мордвин. Знатные роды присягнули на верность Московскому государю. Царь Иван Васильевич раздал земли мокшан и эрзян боярам и монастырям.

Шло насильственное обращение местного населения в православие. Многие мордовцы в то время с семьями и скарбом подались в бега, сплавляясь по Волге в её низовья, туда, куда власть царя не распространялась. Население, оставшееся на своей исконной территории, вместе с обращением в веру подверглось обрусению. Ассимилировали и сбежавшие, но процесс шёл медленнее.

Важно! В 1867 году русский прозаик Мельников-Печерский, описывая быт мокши и эрзя, отмечал, что только в некоторых деревнях сохранился женский мордовский костюм, а с течением времени он встречается всё меньше.

Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

  • материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;
  • покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
  • отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
  • украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
  • обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Головной убор у женщин и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого, но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

  • к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;
  • налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
  • девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
  • в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
  • нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
  • наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
  • область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
  • к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.

Современный костюм мордвин

В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма. Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия. Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.

Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды. В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector