Марийский национальный костюм
Cheamore.ru

Женская мода

Марийский национальный костюм

Национальный костюм марийцев

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире. Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм — составная часть культуры этого народа.

Виды марийских традиционных костюмов

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам. Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет. Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой — шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы, которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

Марийский костюм: такого мы скоро не увидим

Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.

Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.

Фёдор Телков

Наталья Конрадова

За время работы над проектом и книгой «Урал мари. Смерти нет» мы побывали почти во всех марийских деревнях Свердловской области и Пермского края — говорили с их жителями, фотографировали, снимали видео и записывали интервью. Мы хотели понять, как современные деревенские марийцы переживают распад традиционной культуры, неизбежный в эпоху глобализации.

Отношение к предкам — или отношения с предками — главное, что отличает традиционную жизнь от современной, а деревенскую от городской. Нашей задачей было увидеть и зафиксировать связанные с умершими обряды, ритуалы, сны, магические практики и поверья.

Те марийцы, которые живут на Урале, лучше других сохранили традиционную культуру. Они начали переселяться сюда в XVI веке из Поволжья, с территории нынешней республики Марий Эл. Спасали свою веру и обычаи от Ивана Грозного, который завоевал Казанское ханство и крестил его жителей. Отчасти у них получилось: даже сегодня, после всех волн колонизации и глобализации, марийская вера, обычаи и костюмы продолжают играть важную роль в жизни деревень.

В каждой марийской семье хранится много национальных костюмов. Сторонний человек может увидеть их во время выступлений народных коллективов. Например, на праздниках Ага-Пайрем, где выступают сразу все коллективы из разных деревень. Праздник был восстановлен в начале нулевых и проходит по очереди в разных районах Свердловской области.

Читать еще:  Густые брови: виды, наращивание и макияж

Ага-Пайрем — праздник окончания посевных работ у марийцев, по-другому «праздник плуга». Он включает народные гуляния, танцы и песни, игры, застолья с национальными блюдами. Сейчас праздник превратился в фестиваль, который собирает все марийские деревни Урала. Его главная задача — сохранение и поддержание марийской культуры.

Но еще важнее то, что марийцы до сих пор используют костюм в ритуальных целях — во время похорон и свадеб. Например, второй день марийской свадьбы принято праздновать по старинным обрядам. В национальных костюмах принято встречать Семик и Кугече — народные праздники, связанные с поминовением умерших.

Семик (или «седьмой четверг после Пасхи») — традиционный марийский праздник начала лета. Кугече («Великий день») — главный праздник весны и момент наделения земли плодородной силой, а семьи — благополучием. Важная часть обоих праздников — поминовение умерших, получение их благословения на успехи в быту. В эти дни принято накрывать поминальный стол со специальными кушаньями для почивших родственников.

Марийский костюм надевают в основном женщины, и только старшего возраста. Однако и мужских рубах сохранилось достаточно. Большинство были сделаны мамами или бабушками невест к свадьбе и до сих пор хранятся в домах как семейная реликвия.

До середины XIX века на Урале марийцы носили такие же рубахи, платья и кафтаны, как и в Поволжье – из отбеленной льняной или конопляной домоткани с красной вышивкой и аппликацией. Но таких костюмов осталось очень мало, и их используют только во время молений, куда принято надевать белую одежду. Во второй половине XIX века уральские марийцы начали изготавливать и носить пестрядь – клетчатую ткань. Она бывает двух типов — красно-черная и сине-белая. Ее ткали из фабричных ниток красного и черного цветов.

Cейчаc ткачеством никто не занимается: кто-то используется старые запасы ткани, кто-то заменяет ее на готовую. В деревнях Сарсы-2 и Малая Тавра нам рассказали, что носить можно какую угодно пестрядь, но хоронить можно только в синей. Иначе покойник на том свете «перед огнем стоять будет», — так звучало одно из объяснений.

Кроме пестряди, которая уже не производится, есть еще один вид вышивки — самый древний, выполнить его почти никто уже не может. Это вышивка по счету нитей: она делается с изнанки таким образом, что с лицевой стороны получаются геометрические узоры — обычно оранжевого, желтого, зеленого и коричневого цветов. Их названия часто связаны с домашними животными — «овечье копыто», «гусиная лапа». Такие вышивки были на свадебных платках, которых осталось совсем мало, а еще на головных уборах замужних женщин. Это «шнашовычо» — вышитая полоска с треугольником, похожим на утиный клюв. По этим «клювам» уральскую марийку можно определить издалека. Правда, надевают их только для выступлений — в отличие от платьев и фартуков, которые до сих пор носят по праздникам и во время похорон.

Еще одна важная деталь костюма — «яга» (или «дяга»). Это нагрудник, похожий на монисто, покрытый вышивкой, бисером и монетами. На некоторых яга, которые нам довелось увидеть, есть монеты начала XIX века.

Другой популярный декор для шнашовычо, яга и платьев — «чешуйки»: допетровские монеты, которые делались из серебряной проволоки и не имели номинала, так как считались на вес. На современные яга нашивают не монеты, а пайетки и другие блестящие украшения. В деревне Сарсы-2 нам сказали, что «современная яга с тоненькими пластиночками даже звука не издает, только блестит. А у старинной получается именно звон. Когда марийцы танцуют, у них должно все греметь…»

Экспедиции были проведены на грант фонда «Хамовники».

Автор фотографий Фёдор Телков
Автор текста Наталья Конрадова

Марийский национальный костюм

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые – Волго-Вятского района;
* восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.


Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК «Вятка»

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные — широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Читать еще:  Как убрать потертости на джинсах?

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.


В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.

У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.

Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.


Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом


Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************

Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала «Арслан» Эльвира Куклина рассказала : «Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа».


Эльвира Куклина на передаче «Большая страна» на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется «Пеледыш пайрем» или «Праздник цветов».


Празднования праздника «Пеледыш пайрем»

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник «Пеледыш пайрем» состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника «Пеледыш пайрем» в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече — Марийская Пасха


Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной «на каждый день»?

Марийский национальный костюм

В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное.

Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества.

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл. Попробуем разобраться в значении орнамента марийской вышивки:

Родовое дерево (Еш пушеηге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава). Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол). Квадрат — это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеηге). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол). Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ). Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Лошадь (Имне). Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Бабочка (Лыве). Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Божественная чистота. Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Лебеди (Йÿксö). Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

Читать еще:  Как стирать махровые полотенца?

Данная информация предоставленна с сайта ensaj.aboutmari.com

Приведем стихотворение Т. Сафроновой «Марийский узор«:

Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление —
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью —
Ведёт узор волшебный разговор.

Традиционная марийская вышивка становится модной

Марийская вышивка из собрании Далматова

В собрании Далматова имеется несколько страниц посвященный марийской вышивки. На первой фотографии мы видим марийскую рубашку целиком. Как раз подобная ей и экспонируется в этнографическом музее г. Козьмодемьянска. Рубашка эта относится к луговым марийцам, проживающим на другом берегу Волги.

Марийская вышивка подходит к деловому костюму?

Марийская вышивка подходит и к деловому, а также спортивному, повседневному костюму. Смотрите видеосюжет на канале «Марий Эл ТВ».

Бизнес на изготовлении национальных костюмов

Бизнес на изготовлении национальных костюмов – таким видом деятельности занимаются в республике десятки женщин. Причем большинство из них – уже в почтенном возрасте. Доход от продажи марийских костюмов – это хорошая прибавка к пенсии, утверждает каждая. А вот конкуренции — не боятся. Говорят – деньги деньгами, а опыт передавать надо – молодому поколению.

Читайте также:

Марийские сувениры

Фотогалерея

    Помощь сайту

    Понравился сайт?
    Вы можете внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:

    WMZ:259869477505
    WMR:375251961390

    41001813360206

    Деньги пойдут на развитие сайта. В примечании к платежу, пожалуйста укажите Ваш e-mail адрес.
    Администрация сайта.

    Наши партнеры

    Copyright © 2009-2013 Марийские обереги и сувениры.| Все права защищены.|

    Марийский национальный костюм

    В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

    Марийцы – одна из народностей Среднего Урала,населяющих многонациональный Кунгурский край. Их предки поселились в верховьях р. Сылвы в конце XVI-начале XVII веков. Пермские марийцы относятся к восточной группе марийского народа, представители которой проживают так же в Свердловской области и республике Башкортостан. Число марийцев, проживающих в Пермской области, по данным переписи населения 2002 г., 5590 – это 0,2 % от всего населения области. Компактно живут на своей исторической территории в двух сельских администрациях Суксунского района около 1,5 тыс. марийцев, что составляет 7 % от общей численности населения района. У сылвенских марийцев хорошо сохранился родной язык (на бытовом уровне), костюм, некоторые семейные обряды; многие владеют письменностью на родном языке. Марийский язык преподается в школах.
    Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии,а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.

    Одним из ярких проявлений этнической культуры марийцев Прикамья является традиционный костюм. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой, что заметно отличает его от костюмов других народов Прикамья.

    Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
    Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
    Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха,холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы.Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
    Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных
    рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
    Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
    Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
    На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

    Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

    Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи тувыр, служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ушто и передником ончаласакме. Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – шнащобычо или шлык – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Шлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок солык украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.

    Мужчины носили туникообразные рубахи тувыры, которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.

    Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны,бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
    Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
    Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на
    концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector