Армянский национальный костюм
Cheamore.ru

Женская мода

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм — это настоящая летопись, по которой можно увидеть и прочитать историю народа. Материал, крой, узор на одежде расскажет нам о многом. С помощью костюма можно узнать о социальных, религиозных, климатических, а также географических условиях, в которых жили люди. Народный костюм может нам поведать об образе жизни, об истории её владельцев.

Армянская нация берёт начало с IX века и уходит корнями в Урартское царство. Во время исторического существования она не раз подвергалась нападениям. Войны сменялись периодами расцвета культуры. Зарождались традиции. Происходил взаимный обмен с народами, с которыми приходилось во время гонений взаимодействовать. Среди них были персы, арабы, греки и представители других народностей, которые обогащали армянскую культуру.

Все эти исторические перипетии повлияли на особенности национального костюма. И нынешнее поколение бережно сохраняет традиционный национальный наряд. Рассмотрим его вместе.

Женский костюм

Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.

Обязательные элементы

Рубашка — халав

Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.

Кафтан — архалук

Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.

На талии он фиксируется застёжкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает жёлтого, фиолетового, зелёного и красного оттенка.

Шаровары — похан

Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.

Передник — гонгоц

Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».

Праздничный наряд

Праздничное платье — минтана

По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шёлка или хлопковой ткани.
Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застёжкой.

В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.

Пояс (шарф)

Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шёлка или шерсти.

Справка. Особо состоятельные дамы носили пояса золотого или серебряного цвета.

Верхняя одежда

Покрывало (пальто)

При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.

Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.

В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.

Мужской костюм

Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.

В восточных районах

Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.

Рубашка — шапик

Изделие шили из хлопковой или шёлковой ткани. Особенностью кроя стал невысокий воротничок.

Шаровары — шалвар

Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.

Архалук

На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки. Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.

Чуха (черкеска)

Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются.

Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

В западных районах

Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.

Рубаха

Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.

Шаровары — вартик

По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.

Кафтан — елек

У западных армян носился вместо архалука носили не короткий, а полноценный кафтан.

Куртка — бачкон

Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани.

Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи.

Справка. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Обувь

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Особенности армянского костюма

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Читать еще:  Как правильно ухаживать за ногами и какие средства использовать?

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебные одежды

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Армянский национальный костюм эксклюзив

  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться в Twitter

Армяне – один из древнейших народов мира. Документальная история армянского народа насчитывает около 3 тыс. лет.

На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока.

Формирование армянского народа началось в период существования Урартского царства.

Урарту — могущественное царство, существовавшее на Армянском нагорье в IX до н.э. Сохранились многочисленные материалы, с изображением урартской одежды.

В период Урартского царства жили различные племена затем на протяжении веков эти племена объединились. Сведений о народной одежде того времени не сохранилось.

В 189 г. до н.э. в Армении образовалось независимое Арташесидское царство. Оно охватило все население, говорящее на Армянском языке. Тигран II стремился распространить в Армении греческую культуру, однако в одежде он стремился сохранить традиционный стиль. Затем к царствованию пришла Аршакидская династия.

Во времена правления Арташесидов и пришедших им на смену Аршакидов (63-428) в Армении бурно развивались ремесла и торговля. Страна активно поддерживала торговые связи с Ираном, Индией, Китаем, портами Средиземного и Черного морей. Строились города. Армения стала центром развития яркой самобытной культуры. Все это не могло, не отразится на национальной одежде армянского народа.

В истории был период, когда Армения была своеобразным яблоком раздора между Сасанидским Ираном и Византийской империей. В период прихода Сасанидов к власти в Иране, мирное сосуществование армян и парфян закончилось. Виной тому послужило принятие Арменией христианства. Сведения о национальном костюме той эпохи очень скудные. Известно лишь, что высшие сословия еще во многом следовали одежде персидского двора, народ же продолжал носить традиционную одежду.

Особенно бедственным для Армении был период арабского господства (640-885 гг.), но влияние на национальный костюм было незначительным, только часть купцов и князей, общающихся с арабами, переняли у них одежду или некоторые ее детали.

В X – начале IX веков в период царствования Багратидов Армения переживала активный экономический и культурный рост. Двор иногда носил арабскую одежду.

С 1080 по 1375 год Киликия, находившаяся в юго-восточной части Малой Азии, на берегу Средиземного моря, стала центром армянского населения Армении. В связи с особым географическим положением Киликии Армяне стали соседствовать с европейцами, что не могло не отразится на их одежде.

В XIII-XIV Армения, как и другие страны, подверглась нападению монголов. Несмотря на то, что большую часть Армении монголы превратили в безлюдное пространство для свободного передвижения своего скота, для сбора налогов и податей остались небольшие армянские княжества. Князья носили одежду монголов, а простые люди все еще носили традиционный костюм.

Период персидских войн (XIV-XIX) для Армении ознаменовался условным разделением на Западную и Восточную Армению. В результате войны Османской империи удалось захватить три четверти территории Армении. Восточная часть Армении – осталась под контролем Ирана. Подобное разделение не могло не сказаться на развитии экономики и культуры Армении. Мусульманская религия запрещала Армянам носить одежду мусульман, поэтому большинство народных масс носили свою традиционную одежду.

Мужской национальный костюм

Основой традиционного мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар) из шерсти или хлопка, обычно синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской (ходжан) – тесьмой шириной в 2 см с узорам и кистями на концах, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Читать еще:  Женский спортивный кашемировый костюм

Поверх рубашки восточные армяне надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян было более однородна. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки одевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни армянки навевали поверх архалуха платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Западные армянки поверх рубахи носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами нижу бедер – антари, зпун. В холодное время года поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха, из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью костюма армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Головные уборы

Армяне носили разнообразные шапки: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались и из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Женские головные уборы были гораздо сложнее. Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички. Косички удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными шариками и кистями. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Женщины обязательно надевали носки или чулки. Ходить босяком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Армянский национальный костюм

Древние предки современных армян обосновались в районе озер Ван и Урмии. Первые упоминания об этих племенах встречаются в ассирийских надписях XIII в, до н.э.: там называется страна Уруатри, состоявшая из восьми более мелких стран.
Четыре века народы, жившие на территории современной Армении, вели борьбу против ассирийцев. Эта борьба сплотила их, и в результате объединения племен образовалось царство Урарту. Располагалось оно в восточной части Малой Азии. В его состав входили юго-западные области Закавказья и современной Армении.
Первым правителем объединенного Урарту был царь Араме (864-845 гг. до н.э.). Царь Сардури I (835-825 гг. до н.э.) первым именовал себя «царем царей». Его внук Менуа окончательно объединил и укрепил новое царство. А при сыне Менуа — Аргишти государство Урарту достигает своего могущества и становится соперником самой Ассирии, самой крупной державой Древнего Востока. Урартские войска проникли в Северную Сирию, а на юго-востоке вышли к границам Вавилонии. Ассирия, с которой Урарту постоянно вела борьбу за влияние в Азии, оказалась с трех сторон окруженной владениями Урарту и его союзников.
В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон разгромил государство Урарту. И хотя оно продолжало существовать до VI в. до н.э., его могущество было подорвано.
После падения Урарту его территория оказалась под властью местного народа «хай», возводившего свою родословную к легендарному царю Хайку (III тысячелетие до н.э.). Шестой правитель династии Хайкидов — Арам (1827-1769 до н.э.) и дал имя Армянскому царству.
Государство Урарту было рабовладельческим, управляли им цари, высшие сановники и жрецы. Большое внимание уделялось развитию ремесел, сельского хозяйства; строительству оросительных каналов. Города, как правило, строились у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. До нашего времени сохранились каменные рельефы, скульптуры, настенная живопись.
Культура Урарту создавалась под влиянием ассирийской: была заимствована клинопись, в изобразительном искусстве сказываются ассирийские мотивы. Но, хотя многие художественные изделия из бронзы — статуэтки, канделябры, посуда и др. — изготовлялись по ассирийским образцам, техника их изготовления была особой. Урартские мастера по обработке металлов, камня, дерева ценились в странах Малой Азии, в Древней Греции, в Этрурии. Золотые и серебряные украшения, найденные при раскопках, отличаются высоким художественным мастерством.
Остатки огромных крепостных каменных сооружений свидетельствуют о высоком уровне развития строительства и об архитектурном искусстве древних урартов.
Во II в. до н. э. на территории бывшего Урарту образовалось Армянское царство. Во время правления Тиграна II Великого (95-56 гг. до н.э.) это было развитое рабовладельческое государство, простиравшееся от бассейна Куры на севере и Каспийского моря на востоке до Средиземного моря на юго-западе.
В древней Армении было развито земледелие и скотоводство, в горах добывали медь, свинец, железо, золото и серебро. Армения воевала с Римом, пытавшимся завладеть торговыми путями. В этот период в стране сложилась высокая культура, развивались искусства и архитектура.
Армянское царство пало под ударами римлян. В IV-V вв. н.э. рабовладельческое государство с чертами восточной деспотии превратилось в феодальную монархию, во главе которой стоял царь и подчиненные ему крупные феодалы (нахарары). По 428 г. в Армении правила династия Аршакидов, опиравшаяся на союз с Византией. Этот союз был скреплен принятием Арменией в 303 г. христианства.
Постоянная борьба Армении с иранскими захватчиками нашла отражение в эпосе армянского народа. До сих пор сохранившиеся великие произведения искусства, архитектурные постройки IV-VII вв. (в том числе и храмы) свидетельствуют о высоком уровне зодчества.

Читать еще:  Характеристика, плюсы и минусы женщин флегматиков

В результате массовых переселений и изгнания армян из своих исконных земель возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (VII в.) и нашествий сельджуков (XI в.) эмиграция армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В России армянские колонии существовали в Петербурге (с XVIII в.), Москве (с XVII в.), Астрахани (со второй половины XVI в.), Крыму (с ХI-ХIY вв.), а также на Северном Кавказе (в XVIII — начале XX вв.) и на Черноморском побережье Кавказа (с 70-х гг. XIX в.), в низовьях Дона (с конца XVIII в.). В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения.
Вначале V в. появился армянским алфавит; его создателем считается сын крестьянина Месроп Маштоц. Собственный алфавит сыграл большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этнического самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру колониями армян. Почти без изменений он употребляется до сих пор.

Основной элемент мужского традиционного костюма армян — рубашка с низким воротом и широкие шаровары, стянутые внизу широкой обмоткой.
Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух — распашной короткий кафтан, который подпоясывали широким кушаком. Зажиточные люди носили наборные пояса из массивных серебряных блях. У западных армян вместо архалуха были распространены более короткие и открытые жилеты и куртки.
Верхней одеждой служили различные виды кафтанов, обязательно приталенных и расклешенных от талии, с узкими рукавами, со стоячим воротником или без воротника вовсе. Чаще всего верхняя одежда была темного цвета, но у знати — белая или светло-серая. Верхний кафтан обязательно подпоясывался и часто украшался отделкой.

У воинов одежда дополнялась шлемом и коваными сапогами. Вот как описывается богатырское облачение в древнем армянском эпосе «Давид Сасунский»:
Бранный кафтан,
Бранный кушак,
Бранный шелом,
Бранные сапожки,
Бранный щит,
Грозный меч,
Копье, лук, стрела.

Основной одеждой женщинам, как и мужчинам, служила рубашка с большим вырезом горловины и широкие шаровары, которые присборивались и закреплялись у щиколоток.
Верхняя женская одежда также почти не отличалась от мужской. Это был приталенный и расклешенный кафтан с очень длинными рукавами. Чаще его подпоясывали не поясом, а длинным шарфом. Женский кафтан украшался вышивкой по краям. Кроме того, женщины носили расшитый передник.

Традиционный армянский костюм

Армянский костюм Основу традиционного мужского и женского армянского костюма составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин.

Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). Поверх надевались различные типы верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Армянский мужской костюм Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов.

Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.

Армянский женский костюм Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров.

Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения.

Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор.

Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Армянский традиционный костюм. Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Не случайно коллекции одежды, собранные в музеях нашей страны, постоянно привлекают внимание исследователей — историков, этнографов, искусствоведов. Тем более что в сегодняшней жизни традиционная одежда почти исчезла и уже не сохранилось той сложной и пестрой картины, того разнообразия локальных вариантов, которое наблюдалось прежде.

Кавказ — горный по преимуществу регион — объединяет самые разные климатические зоны. Исключительно пестрым предстает Кавказ и в этнографическом отношении. Здесь проживает свыше пятидесяти народов и народностей. Несмотря на всю эту многокрасочную картину, кавказский регион представляет собой несомненное культурно-историческое единство.

В материальной и духовной жизни народов Кавказа много общего, что объясняется многовековым соседством, длительными экономическими, культурными связями, общностью исторических судеб. Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта и природы сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Каждый мужчина на Кавказе — это воин-всадник, он же землепашец или пастух.

Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы.

Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали aрмяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода.

А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кофтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша.

Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядны нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем.

Важнейшую роль в художественном строе национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом.

Сложным был головной убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector